Особенности отношений психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов
Проведенный в главе теоретический анализ проблемы отношений психических состояний и когнитивных процессов позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Проблема взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов является актуальной не только по причине недостаточной разработанности данного вопроса в контексте педагогической психологии, но также ввиду ее теоретической значимости для понимания функционирования психики как целостной системы, раскрытия причинно-следственных механизмов и интрапсихических отношений в психике.
2. Психические состояния и когнитивные процессы, представляя различные классы психических явлений, обладают специфическими характеристиками. В то же время, большинством исследователей эти психические явления рассматриваются в качестве единой взаимодействующей системы. Следовательно, категория взаимодействия и динамический подход могут выступать в качестве обоснованной методологической установки эмпирических исследований.
3. На взаимосвязь состояний и когнитивных процессов влияют как собственные характеристики состояний (модальность, знак, интенсивность, уровень) и когнитивных процессов (когнитивный стиль, уровень развития, степень структурированности процесса и др.), так и многочисленные личностные факторы (мотивация, отношение к целям и задачам деятельности, саморегуляция, самооценка, эмоциональный интеллект и др.). Следовательно, взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов необходимо рассматривать в качестве личностного феномена, что предполагает раскрытие активной, регуляторной природы личностных характеристик во взаимоотношении этих психических явлений. Этот подход отвечает требованиям субъектно-деятельностной парадигмы, занимающей ведущее место в отечественной психологии.
4. Важнейшими личностными характеристиками, влияющими на взаимодействие состояний и когнитивных процессов, являются личностный смысл и рефлексия субъекта. Кроме того, взаимоотношения состояний и когнитивных процессов могут быть обусловлены динамическим фактором. Совместное исследование функциональной роли этих характеристик во взаимоотношениях состояний и когнитивных процессов могло бы способствовать более глубокому их пониманию.
5. Психические состояния влияют на качество и продуктивность когнитивных процессов, выполняют активизирующую, интегрирующую и регулирующую функции. Когнитивные процессы реализуют функции отражения и активизации психических состояний. Прослеживается тенденция рассматривать влияния состояний на процессы как более значимые: состояния "подчиняют", "организуют" когнитивные процессы, последние в основном "вызывают" психические состояния и "протекают" на их фоне.
Еще по теме:
Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типов привязанности
Эмоциональная и сексуальная сферы личности тесно взаимодействуют друг с другом, хотя их развитие было обусловлено различными эволюционными факторами. Проявления этих привязанности и сексуальности в поведении личности можно рассматривать в ...
Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений
с взрослыми в работах И.В. Дубровиной
Дубровина Ирина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.
Ряд особенностей поведения является нормальным тол ...
Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания
На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Следует отметить, что исследователи сходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ – профилактика данного состояния. Необходимой и базовой частью п ...