Производственный инфразвук нашего повседневного окружения

Материалы » Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека » Производственный инфразвук нашего повседневного окружения

Природные источники мощного инфразвука - ураганы, извержения вулканов, электрические разряды и резкие колебания давления в атмосфере, быть может, не столь уж часто докучают человеку. Но в этой вредной области инфразвука человек быстро догоняет природу и в ряде случаев уже перегнал ее. Производственный инфразвук возникает за счет тех же процессов что и шум слышимых частот. Источниками инфразвука, связанными с человеческой деятельностью, являются взрывы, орудийные выстрелы, ударные волны от сверхзвуковых самолётов, акустическое излучение реактивных двигателей. Повседневно в промышленности инфразвуки излучаются заводскими вентиляторами и воздушными компрессорами, дизелями, всеми медленно работающими машинами; постоянный источник таких звуков - городской транспорт. Наибольшую интенсивность инфразвуковых колебаний создают машины и механизмы, имеющие поверхности больших размеров, совершающие низкочастотные механические колебания (инфразвук механического происхождения) или турбулентные потоки газов и жидкостей (инфразвук аэродинамического или гидродинамического происхождения). Максимальные уровни низкочастотных акустических колебаний от промышленных и транспортных источников достигают 100-110 дБ. Характерно, что излучением инфразвука сопровождается процесс речеобразования. Существенный вклад в инфразвуковое загрязнение среды дают транспортные шумы как аэродинамического, так и вибрационного происхождения.

Таблица 1

Основные техногенные источники инфразвуковых колебаний в городах

Источник инфразвука

Характерный частотный диапазон инфразвука

Уровни инфразвука

Автомобильный транспорт

Весь спектр инфразвукового диапазона

Снаружи 70-90 дБ, внутри до 120 дБ

Железнодорожный транспорт и трамваи

10-16 Гц

Внутри и снаружи от 85 до 120 дБ

Промышленные установки аэродинамического и ударного действия

8-12 Гц

До 90-105 дБ

Вентиляция промышленных установок и помещений, то же в метрополитене

3-20 Гц

До 75-95 дБ

Реактивные самолеты

Около 20 Гц

Снаружи до 130 дБ

На эту тему старейший английский акустик доктор Стефенс докладывал на всех международных форумах. Так, при запуске космических ракет типа "Аполлон" рекомендуемое (кратковременное) значение инфразвукового уровня для космонавтов составляет 140 децибел, а для обслуживающего персонала и окружающего населения 120 децибел.

Встреча двух поездов, движение поездов в тоннеле сопровождается появлением мощного инфразвукового шлейфа. (Актуальность этой проблемы была подчеркнута при проектировании тоннеля под Ла-Маншем). Развитие техники и транспортных средств, совершенствование технологических процессов и оборудования сопровождаются увеличением мощности и габаритов машин, что обусловливает тенденцию повышения низкочастотных составляющих в спектрах и появление инфразвука, который является сравнительно новым, не полностью изученным фактором производственной среды.

В течение последних десятилетий резко возросло количество разного рода машин и других источников шума и инфразвуковых колебаний. И если неблагоприятное воздействие шума не оставляет сомнений, то важно также подчеркнуть, что неприятные последствия вызывает не только чрезмерный шум в слышимом диапазоне колебаний: инфразвук также вызывает нервное перенапряжение, недомогание, головокружение, изменение деятельности внутренних органов, особенно нервной и сердечно - сосудистой систем. Установлено, что у жителей районов, расположенных рядом с крупными международными аэропортами, являющимися сильными инфразвуковыми загрязнителями, заболеваемость гипертонией отчетливо выше, чем в более тихом районе того же города.

Еще по теме:

Компьютерные технологии в современном обществе
Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Применение компьютерных технологий облегчает ...

Характелогические особенности личности. Проблема становления в дошкольном возрасте
Характер – это совокупность устойчивых качеств личности, которые формируются прижизненно, в процессе взаимодействия с социумом. Структурой характера называют - отдельные свойства характера, которые зависят друг от друга, связаны друг с ...

Психологические особенности старшего подросткового возраста
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru