Производственный инфразвук нашего повседневного окружения
Природные источники мощного инфразвука - ураганы, извержения вулканов, электрические разряды и резкие колебания давления в атмосфере, быть может, не столь уж часто докучают человеку. Но в этой вредной области инфразвука человек быстро догоняет природу и в ряде случаев уже перегнал ее. Производственный инфразвук возникает за счет тех же процессов что и шум слышимых частот. Источниками инфразвука, связанными с человеческой деятельностью, являются взрывы, орудийные выстрелы, ударные волны от сверхзвуковых самолётов, акустическое излучение реактивных двигателей. Повседневно в промышленности инфразвуки излучаются заводскими вентиляторами и воздушными компрессорами, дизелями, всеми медленно работающими машинами; постоянный источник таких звуков - городской транспорт. Наибольшую интенсивность инфразвуковых колебаний создают машины и механизмы, имеющие поверхности больших размеров, совершающие низкочастотные механические колебания (инфразвук механического происхождения) или турбулентные потоки газов и жидкостей (инфразвук аэродинамического или гидродинамического происхождения). Максимальные уровни низкочастотных акустических колебаний от промышленных и транспортных источников достигают 100-110 дБ. Характерно, что излучением инфразвука сопровождается процесс речеобразования. Существенный вклад в инфразвуковое загрязнение среды дают транспортные шумы как аэродинамического, так и вибрационного происхождения.
Таблица 1
Основные техногенные источники инфразвуковых колебаний в городах
Источник инфразвука |
Характерный частотный диапазон инфразвука |
Уровни инфразвука |
Автомобильный транспорт |
Весь спектр инфразвукового диапазона |
Снаружи 70-90 дБ, внутри до 120 дБ |
Железнодорожный транспорт и трамваи |
10-16 Гц |
Внутри и снаружи от 85 до 120 дБ |
Промышленные установки аэродинамического и ударного действия |
8-12 Гц |
До 90-105 дБ |
Вентиляция промышленных установок и помещений, то же в метрополитене |
3-20 Гц |
До 75-95 дБ |
Реактивные самолеты |
Около 20 Гц |
Снаружи до 130 дБ |
На эту тему старейший английский акустик доктор Стефенс докладывал на всех международных форумах. Так, при запуске космических ракет типа "Аполлон" рекомендуемое (кратковременное) значение инфразвукового уровня для космонавтов составляет 140 децибел, а для обслуживающего персонала и окружающего населения 120 децибел.
Встреча двух поездов, движение поездов в тоннеле сопровождается появлением мощного инфразвукового шлейфа. (Актуальность этой проблемы была подчеркнута при проектировании тоннеля под Ла-Маншем). Развитие техники и транспортных средств, совершенствование технологических процессов и оборудования сопровождаются увеличением мощности и габаритов машин, что обусловливает тенденцию повышения низкочастотных составляющих в спектрах и появление инфразвука, который является сравнительно новым, не полностью изученным фактором производственной среды.
В течение последних десятилетий резко возросло количество разного рода машин и других источников шума и инфразвуковых колебаний. И если неблагоприятное воздействие шума не оставляет сомнений, то важно также подчеркнуть, что неприятные последствия вызывает не только чрезмерный шум в слышимом диапазоне колебаний: инфразвук также вызывает нервное перенапряжение, недомогание, головокружение, изменение деятельности внутренних органов, особенно нервной и сердечно - сосудистой систем. Установлено, что у жителей районов, расположенных рядом с крупными международными аэропортами, являющимися сильными инфразвуковыми загрязнителями, заболеваемость гипертонией отчетливо выше, чем в более тихом районе того же города.
Еще по теме:
Компьютерные технологии в современном обществе
Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Применение компьютерных технологий облегчает ...
Характелогические особенности личности. Проблема становления в дошкольном
возрасте
Характер –
это совокупность устойчивых качеств личности, которые формируются прижизненно, в процессе взаимодействия с социумом. Структурой характера
называют - отдельные свойства характера, которые зависят друг от друга, связаны друг с ...
Психологические особенности старшего подросткового возраста
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со ...