Особенности отношений психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов
В свое время Н. Д. Левитов среди важнейших задач, связанных с решением проблемы психических состояний, отмечал необходимость изучения их взаимосвязи с познавательными процессами в ходе учебной деятельности. В практическом плане это могло бы способствовать улучшению учебно- воспитательной работы, выработке эффективных методов по преодолению отрицательных состояний, созданию обоснованных способов педагогического воздействия на основе понимания состояний учащихся [82, с.24].
Актуальность изучения взаимосвязи состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности сохраняется и до сегодняшнего дня. В педагогической психологии, в отличии, например, от психологии операторского труда, отношения состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов практически не исследованы. Отдельные редкие исследования лишь затрагивают данную проблему или имеют к ней косвенное отношение.
Так, А. О. Прохоровым изучались типичные состояния студентов. На 80% уровне частоты встречаемости выделены следующие состояния: беспокойство (встревоженность), веселость, бодрость, задумчивость, заинтересованность, любопытство, леность, радость, усталость и др. Установлено, что по сравнению с деятельностными состояниями школьников, учителей и преподавателей вузов, количество значимых состояний наибольшее. Например, у учителей 37, школьников 24, преподавателей 17. Эти результаты свидетельствуют о том, что деятельность студентов, по сравнению с другими группами, отличается разнообразием форм и содержаний, выполняемых функций. Другая причина большого числа значимых психических состояний у студентов, по мнению автора, связана с совпадением периода профессиональной подготовки и профессионального становления личности студента как будущего специалиста (формирование соответствующих профессионально значимых черт личности), что может приводить к "всплеску" значимых состояний [123].
В другом исследовании изучалось влияние состояний на динамику когнитивных процессов в ситуации экзамена. Было установлено, что во время сдачи экзамена происходит разделение динамики когнитивных процессов: у одних студентов наблюдается стабилизация показателей и адекватная ситуации продуктивность процессов, у других - происходит уменьшение их продуктивности. Для лиц, демонстрирующих первый тип динамики, характерны состояния напряженности и сосредоточенности, тогда как для лиц со вторым типом динамики — страх и волнение. Таким образом, было установлено, что состояния обуславливают продуктивность когнитивных процессов в соответствии со своими качественными характеристиками [125, с.76].
Взаимосвязь психических состояний и когнитивных процессов осуществляется также опосредованно — через систему саморегуляции состояний. Это связано с тем, что процессы саморегуляции осуществляются при активном участии когнитивных процессов: восприятия, представлений, мнемических процессов, мышления и др. [126].
Когнитивный компонент выделяется в большинстве концепций саморегуляции состояний. Например, Л. Г. Дикая наряду с активационно- энергетическим и эмоциональным компонентами рассматривает когнитивный компонент саморегуляции психофизиологического состояния, который отвечает за оценку собственного состояния, а также за выбор способа произвольной саморегуляции. Автором было установлено, что в модель поведения адаптивных студентов когнитивный фактор вносит наибольший вклад (наряду с фактором эмоциональной устойчивости) [52].
Роль когнитивных процессов и их вклад в выбор способов саморегуляции состояний рассматривается также в концепции саморегуляции психических состояний А. О. Прохорова. Как показывают результаты исследования, в саморегуляции состояний значительное место занимают способы, опирающиеся на когнитивные процессы: переключение внимания, анализ ситуации, позитивное мышление и др. Анализ связей между способами саморегуляции состояний и уровнем продуктивности когнитивных процессов показал, что "высокопродуктивные" студенты в большей степени характеризуются использованием "физических" и интеллектуализированных способов саморегуляции, тогда как "низкопродуктивные" - чаще применяют общение и пассивные способы саморегуляции [126, с.123].
Еще по теме:
Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейс ...
Эмоционально–личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте
Невротические реакции
- относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность в первое время посе ...
Инициатива, инициативность. Творческая инициатива и её уровни
Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г. ...