Группы лиц, пополняющих тоталитарные секты
Выделяют четыре основных группы лиц, чаще всего попадающих в секты.
В качестве первой группы выделяют тех, кто идет в секту из-за некоторых особенностей психологического развития. Действительно, большинство считает, что в секту в основном подаются люди ущербные, неполноценные, страдающие психологическими заболеваниями. Доля правды в этом утверждении все-таки есть. Многие секты заинтересованы и проявляют старания в привлечении психически больных людей. Обычно такие люди легко внушаемы, и вследствие этого их легко, настроив соответствующим образом, сделать слепым орудием в умелых руках. К примеру, их удобно демонстрировать новичкам в качестве духовно “продвинутых”. Кроме того, они пригодны для усиления психического “заражения” в группе, то есть для распространения религиозных переживаний на окружающих.
Выявлена положительная связь между психической импульсивностью со склонностью к внешним проявлениям религиозности. Согласно взглядам Г. Олпорта[3], существуют два основных типа религиозных личностей: “внутренний”, имманентно присущий, и “внешний”, органически не присущий. Для личностей первого типа религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой. Нерелигиозные потребности и интересы имеют для них второстепенное значение, все свое поведение они стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям. Для личностей второго типа религия является лишь способом достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. В эту группу могут попадать необязательно лица с наследственным отягощением или фиксированным заболеванием.
Общими условиями для ухода в секты чаще всего выступают психозы и неврозы любом их проявлении. Л. Френсис и Дж. Беннефт[2] установили связь психозов и неврозов с экзальтированной религиозностью. Религиозные культы с их идеями исключительности влекут к себе лиц с самовлюбленным, нарциссическим поведением.
Лица с паранояльной акцентуацией (что существенно для сект) первыми заражаются нужным настроением и могут катализировать общий процесс при различных групповых “радениях”. Их фанатизм проявляется в том, что уже с начала своего “служения” они постоянно удваивают свои усилия ради распространения “правильной” веры. Затем эти усилия становятся самоцелью, то есть происходит смещение “мотива на цель”, и они совершенно забывают саму цель, для которой эти усилия были предназначены. Постепенно из памяти фанатиков уходит не только сам предмет устремлений, но и аргументы, оправдывающие и питающие фанатизм.
Вторую группу представляют лица здоровые, но со слабым характером. Для них секта обладает особой притягательностью, поскольку свобода представляется тяжким бременем. Они не способны ежедневно проявлять свою самостоятельность и потому стремятся избавиться от ответственности любым способом. Таким нерешительным людям включение в жизнь тоталитарной секты дает возможность обретения “нравственных костылей”, то есть той опоры, которая представляется им намного более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы.
У слабовольных молодых людей отсутствие прочных жизненных доминант, то есть неспособность проявлять настойчивость в достижении серьезной цели и обретать соответственно подлинный смысл жизни, провоцирует поиск душевного комфорта без длительных усилий. Подобная установка нередко ведет к приему наркотиков, а удовлетворение от первых доз выступает как фактор, временно стабилизирующий психическое состояние. На фоне временного улучшения самочувствия ускоряется привыкание к наркотикам, возникновение зависимости от них. Глубинная трансформация личности может быть вызвана не только наркотиками, но и алкоголем, компьютерными играми и т.п. Разные формы зависимости имеют физиологические отличия, но сходны по своим психологическим последствиям: разрушение личности, ослабленная психика, что и облегчает втягивание таких людей в секты[1].
Примечательно, что переживаемые на фоне зависимости приятные состояния не сводятся только к эйфории, но компенсируют и неудовлетворенность из-за социально-психологической дезадаптации, беспомощности в конструктивном развитии жизненных планов. Одновременно разрушаются нормальные способы общения, нарастает страх перед людьми, осуждающими наркоманов, терзает постоянный страх быть отвергнутым близкими… В этом случае уход в секту представляется истинным избавлением от всех трудностей. Нежелание сознаться себе в предательстве прежних надежд, в недостойном отношении к близким, чего собственное сознание перенести не в силах, включает психологическую защиту. Она меняет и восприятие, и логику, и поведение личности. Автоматически трансформируется, огрубляется восприятие, повышаются его пороги, что снижает субъективную оценку ситуации, позволяет расслабиться и снять контроль со своего поведения.
Еще по теме:
Возникновение и формирование взаимоотношений в малой
группе
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет т ...
Понятие коллектива
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание.
Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к ...
Предрасположенность к ПТСР
Помимо тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которой свидетельствуют не только особенности преморбида (незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному ко ...