Группы лиц, пополняющих тоталитарные секты

Материалы » Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой » Группы лиц, пополняющих тоталитарные секты

Страница 2

Третья группа представлена прежде всего неудачниками – людьми, не сумевшими себя реализовать в семейной жизни или в профессиональной деятельности. Им остро не хватает внимания, уважения и любви близких людей. У многих инфантильных юношей и девушек вообще отсутствует опыт нормальных, доброжелательных отношений со взрослыми. Они нуждаются в поддержке, готовы за эту поддержку покровителя, наставника полностью им повиноваться, поскольку такое повиновение превращает их опять в детей. Их отличает чувство слабости и страха. Чем сильнее внутренняя неуверенность, тем более выражено стремление вернуть веру в себя.

Это настоятельная потребность в идее, способной заместить ослабевшее “Я”. Тогда отвращение к самому себе компенсируется образом себя как героя-приверженца идеи. Чаще других представители этой группы приходят в секты из тех семей, где у ребенка нарушено формирование базовых ценностей, отсутствует душевное тепло и царит жесткий, авторитарный стиль воспитания. Поскольку эти люди бегут от душевной боли, которую им причинил внешний мир, они предпочитают те формы поддержки, которые вновь возвращают их в детство, избирают организации, близкие к структуре семьи, обеспечивающие внутреннее равновесие и определенные идеалы. В секте они видят возможность возврата самоуважения, которое как известно, растет по мере того, как человек приближается к стандартам, установленным им для самого себя.

В группе здоровых людей особенно уязвимы подростки. У них одновременно с формированием стресса часто наблюдается нарушение самооценки.

К факторам, повышающим уязвимость людей данной группы при попадании в секту, относят разнообразные критические ситуации и переломные моменты в их личной биографии. В таких случаях секта обещает помочь справиться с кризисом, заменить формой религиозного статуса отсутствие у человека достойного социального положения.

Четвертую группу составляют полноценные и духовно развитые люди, стремления которых к идеализированным моральным и этическим ценностям остались невостребованными в нашем обществе. Свойственное им ощущение одиночества происходит не от того, что вокруг никого нет, но от невозможности (неумения) донести до других то, что человеку предоставляется важным, от того, что никто не разделяет их мыслей и мнений.

Недовольство своими социальными контактами может у них обостряться, если выдвинутые ими прекрасные идеи и идеалы для общества представляются несовременными или нереалистичными. Подростки и молодежь этой группы находятся в ”зоне риска“. Они еще относительно свободны от серьезной ответственности на работе или семейных обязательств: у них существенно нарушены оценочные способности, при этом нарушены неравномерно. Все относящееся к самому молодому человеку, переоценивается, а что находится вне его, недооценивается. Такое состояние тесно связано с остаточным детским эгоцентризмом. Недостаток полноценного жизненного и рабочего опыта позволяет им “консервировать” наивность и идеализм, оставляя их незащищенными перед лицемерными обращениями сектантов. Подростки стремятся туда тем быстрее, чем чаще окружающие их отвергают как идеалистов. Подобная социальная инфантильность, незрелость вызревает в результате ”тепличных условий“ воспитания, преднамеренного ограждения подростка или даже молодого человека от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий для достижения каких-либо жизненных целей.

На этом фоне у молодого человека может возникнуть мысль о том, что здесь, в этой семье, в этом обществе, воплощение его идей невозможно, но есть сообщества, где они воплощаются. Уже на этом этапе начинается построение новой картины мира, противостоящей неприемлемой реальности. Такая позиция подвигает к поиску людей, понимающих и разделяющих его высокие стремления. Вообще говоря, крах надежд на быстрое, легкое, почти волшебное воплощение своих идей ставит идеалиста перед выбором; наиболее кардинальное решение – самоубийство. Второе – изоляция от общества вместе с другими отчаявшимися. Третье – избавление от лиц, которым приписывается ответственность за крах надежд. И, наконец, самое трудное решение – излечение от иллюзий, то есть начало новой жизни в реальном мире. Понятно, что если молодой человек не решился на отчаянный шаг, но все еще не набрался мужества войти в реальную действительность, то секта совмещает и вторую, и третью возможности для облегчения его душевного состояния.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Совместимость в супружеской жизни
Другим, но уже теоретическим построением, объясняющим феномен удовлетворенности браком является модель стабильности брака В.А. Сысенко, который считает, что функции и цели брака удовлетворяют различные потребности людей, а стабильность это ...

Агрессия у животных
Агрессия животных такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественном виде, служит для сохранения жизни и вида. Агрессивное поведение животных, это практически тоже самое, что и у человека, то есть – это действие животного, направле ...

Анализ характера реагирования в стрессовой ситуации с использованием методики «Человек под дождем»
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru