Особенности отношений психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов
Другое направление деятельностного анализа учения связано с определением специфики строения его исходных и развитых форм [164]. Развитая форма учебной деятельности у студентов высшей школы характеризуется как функционально обособившаяся деятельность, осознаваемая во всех своих структурных компонентах — целях, мотивах, способах, контрольно-корректировочных и оценочных действиях. По мнению В. Я. Ляудис, поскольку учебная деятельность есть изменение субъекта деятельности, его превращение из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими, то ее можно определить как " .деятельность по самоизменению, саморазвитию" [94, с.39].
И. А. Зимняя с сотрудниками развивает личностно-деятельностный подход, согласно которому личностный фактор является важнейшей детерминантой учебной деятельности. В качестве ведущей деятельности студенческого возраста рассматривается познавательная деятельность, которая определяет развитие психических процессов и становление личности. Познавательная деятельность мотивируется не только познавательными
потребностями, но и потребностями личностного плана: достижения, самоутверждения, уважения. В отличие от школьников, познавательная деятельность студентов отличается внутренним контролем и оценкой собственной эффективности. Таким образом, сущность познавательной деятельности студентов выражается положением о сознательно организуемой и регулируемой деятельности [63, 130].
Кроме того, одной из важнейших задач учебной деятельности является исследование содержания понятия "субъект учебной деятельности" [50, с.42]. Методологический принцип субъектного подхода "внешнее через внутреннее" помогает раскрыть решающую роль субъекта в различных видах активности, в том числе - в ходе учебной деятельности.
Согласно Б. Г. Ананьеву, структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующим предмету и средствам деятельности. Анализ структуры субъекта деятельности связан с исследованием способностей как характеристики, выражающей готовность к деятельности, а также с изучением творческого мышления, представляющего наиболее активную и продуктивную форму деятельности человека. Таким образом, человек становится субъектом в процессе своей профессиональной деятельности и творчества как высшего ее уровня. Ядром организации человека является личность [6].
Другого подхода придерживаются последователи научной школы С. Л. Рубинштейна, считающие субъекта центральным звеном человека. С помощью категории субъекта выражается активность личности, проявляющаяся, в том числе, в выборе значимых ситуаций. Субъект — это качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности [цит. по 144, с.270].
Субъект учебной деятельности характеризуется как общими свойствами, присущими субъекту познания, общения, жизни/ так и специфическими свойствами, посредством которых выявляются его особенности как субъекта образовательного процесса [63, с. 131]. Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая определяется мотивами. Учебную деятельность характеризуют преимущественно два типа мотивов - мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии студентов и преподавателей. В ходе учебной деятельности мотивация достижения подчиняется познавательной или профессиональной мотивации [130].
Еще по теме:
Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального
успеха
Потребность в достижении — наиболее подробно изученная из 20 психол. потребностей, описанных Г. А. Мюрреем в его классической работе «Исследование личности». В ранних исследованиях предполагалось, что Потребность достижения (далее П. д.) ...
Психологические причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К психологическим причинам вовлечения подростков в субкультуру готов относятся:
1.Одиночество. Оно является одной из основных психологических причин вовлечения подростков в субкультуру готов, так как не найдя поддержку и понимание среди ...
Особенности развития в подростковом возрасте
Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается отечественными и зарубежными психологами. В работах отечественных психологов конца 1 ...