Воображение как познавательный процесс. Генезис воображения ребенка – дошкольника
Воображение
- это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, прежде чем сделать какую- либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, невозможен прогресс ни в науке, ни в технике. Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика – критерий правильности образов воображения. Функции воображения
: 1.
Представление
действительности в образах; 2.
Регулирование эмоциональных состояний; 3.
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4.
формирование внутреннего плана действий; 5.
планирование и программирование деятельности. Представления воображений бывают 4х видов: 1
.представление того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал; 2.
представления исторического прошлого; 3
.представление того, что будет в будущем; 4.
представления того, чего никогда не было в действительности. Механизмы воображения: 1.Агглютинация –
способ образования нового, путем соединения частей разных объектов, или преувеличения или уменьшения; 2. Типизация
- самый сложный прием творческого создания образов воображения; 3.Акцентирование
- прием близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую- либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту (карикатура, шарж). 4. Схематизация
– представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов.
Виды воображения:
Активное
– характеризуется тем, что, пользуясь им человек по – своему желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное
– возникает спонтанно, помимо желания и воли человека. Произвольное (преднамеренное
) проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Непроизвольное (непреднамеренное)
- наиболее простая форма воображения – это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий со стороны человека. Воссоздающее воображение – это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Творческое воображение
– самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Вопросы
, связанные с развитием
детского воображения, разрабатывают многие психологи у нас и за рубежом. В западноевропейской и американской детской психологии распространены различного рода идеалистические концепции воображения, согласно которым воображение якобы является некой врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания (Карл и Шарлота Бюлер
). Воображение это не отражение действительности, а лишь выявление внутренних, субъективных состояний ребенка, его аффектов, впечатлений, желаний. При таком понимании природы воображения некоторые буржуазные психологи чрезвычайно переоценивают роль воображения в жизни дошкольника, полагая, что на разных ступенях онтогенеза врожденная способность к фантазированию проявляется наиболее ярко, а затем подавляется <сознающим интеллектом>.Л.С. Выготский в свое время отмечал
Еще по теме:
Социально-психологический
феномен лидерства
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.
Лидер же - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действ ...
Проведение психологической диагностики, коррекционной – развивающей работы
и анализ полученных результатов
С целью проверки гипотезы о взаимовлиянии самооценки и статуса личности в группе сверстников. В исследовании принимало участие 25 кружковцев 14-15 лет посещающих ЦТД и М "Эврика", г. Минска. Для удобства обработки результатов ка ...
Как сказать неправду, не раскрыв себя
Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас с головой. Вот почему сразу заметно, когда лгут люди, редко говорящие неправду, независимо от то ...