Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры
Диаграмма 4
Результаты работы с родителями детей массового детского сада
- показатели до коррекционного воздействия
- итоговая результативность
1. овладение специальными (дефектологическими) знаниями;
2. позитивное отношение к интегрированному обучению;
3. позитивное отношение к появлению в группе ребенка с проблемами в развитии.
Таким образом, в целом результаты реализации коррекционно-развивающей программы можно охарактеризовать как вполне успешные. Основанием для этого становится улучшение показателей по основным критериям социального развития детей с ЗПР и создание основы для дальнейшего раскрытия выявленных потенциальных возможностей (см. Диаграмма 5). Может показаться сомнительной констатация успеха при отсутствии принципиальных сдвигов ряда характеристик, однако это сомнение безосновательно. Причиной тому сравнительно короткий срок работы в совокупности со сложностью и фундаментальностью тех составляющих, которые подлежат изменению в ходе воздействия. Кроме того, результаты работы могут иметь отсроченное во времени проявление. Ведь не всегда мгновенная эффективность есть показатель качества, необходим определенный период принятия, осознания, глубинной переработки, после чего возникнет наглядный результат.
Следует учитывать не только наличие изменения, но и их характер. Оценивая прогнозируемый характер изменений в модели отношения и поведения родителей и их детей с нормой развития можно отметить тенденцию к позитивности. Сформированные в ходе работы основы призваны стать и, вполне вероятно станут таковым фундаментом для построения несколько измененной системы ценностей, обогащенной и расширенной, фундаментом для организации качественно нового, продуктивного взаимодействия.
Диаграмма 5
Основные показатели эффективности работы в целом
- показатели до начала работы
- итоговые показатели коррекционного воздействия
1. владение специальными (дефектологическими) знаниями;
2. опыт реального взаимодействия;
3. позитивность характера изменений модели отношения и поведения.
Главное, что имеются достоверные подтверждения позитивных изменений в итоге коррекционной работы. В первую очередь речь идет о росте грамотности в области специальных (дефектологических) знаний родителей обоих категорий детей. Безусловно, что заинтересованность родителей в получении информации подобного рода различна: родители детей с ЗПР более ответственно и инициативно проявили себя, что обусловлено реальным столкновением с проблемой и желанием ее разрешить. Однако, даже если при низкой заинтересованности у родителей детей массового детского сада в ходе работы возникли определенные сомнения, пошатнулись устоявшиеся представления и снизился показатель безразличия по ряду критериев; это уже можно считать большим достижением - ведь нет ничего хуже равнодушия и борьба с ним – великое дело. Даже пассивное восприятие предлагаемой информации неизбежно оставляет след в сознании. А активность родителей детей с ЗПР способствовала не только росту их теоретических знаний, но и обогащению практических умений и навыков продуктивного взаимодействия с собственным ребенком.
Именно увеличение опыта реального взаимодействия является вторым важным критерием эффективности коррекционной работы. Для родителей и их детей с ЗПР это означает изменение стиля взаимодействия в рамках семьи (авторитарной гиперсоциализации) в направлении оптимизации и соответственно снятия агрессивно-защитного настроя ребенка. Все это дает ребенку с ЗПР изначальный позитивный опыт установления социальных контактов, что обуславливает в последующем его активность в данной сфере жизнедеятельности. Родители детей нормально развивающихся и сами дети встали на путь формирования толерантности, т.е. понимания и принятия права других на «непохожесть», «особенность». Опыт реального взаимодействия позволил сформировать у них зачатки доброжелательного отношения и изменения стереотипности восприятия, по крайней мере, расширение этого стереотипа само по себе уже результат.
Все это служит неоспоримым доказательством результативности осуществленной коррекционной работы, ее значимости, позитивности итоговых изменений, перспективности. И немаловажен стимулирующий компонент работы - стимулирует, заставляет, дает почву для деятельности и размышлений, открывает широкие горизонты в реализации имеющихся потенциальных возможностей.
В качестве итоговых могут быть сформулированы следующие выводы:
- коррекционно-развивающая программа доказала свою жизнеспособность достижением ряда позитивных изменений, подтверждающих ее эффективность;
Еще по теме:
Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на
развитие личности дошкольника
Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1.
ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин
, который доминирует.
2. Эффект смещения существенного и несущественного
в
образе ...
Структура личности тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.
В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности трен ...
Особенности развития морально-нравственной и эмоционально волевой сфер
личности в младшем школьном возрасте
Ответственность -
один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество от ...