Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры
Более того, в результате работы произошло формирование сотрудничества ребенка с взрослым на основе эмоционального контакта, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. Однако это становится возможным лишь в ходе коррекции позиции ребенка с ЗПР, в результате формирования эффективного образа «Я», выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе. Сдвиги во всех перечисленных моментах были зафиксированы по результатам вторичной диагностики. В отличие от исходного уровня произошло накопление своего жизненного опыта через переживание различных моделируемых в игре жизненных ситуаций, через приобщение к жизни близких людей, что способствует осознанию и своего «Я». При организации взаимодействия ребенка с окружающим миром акцент делался на эмоционально-чувственных переживаниях, что выражалось в играх направленных на дифференциацию эмоций, заострение внимания на своем состоянии и чувствах других, что привело к появлению в итоге коррекционной работы гибкости и вариативности поведения, снижению конфликтности детей с ЗПР (см. Диаграмма 5).
В качестве итоговых достижений коррекционно - развивающей работы можно отметить совершенствование форм и средств общения ребенка с взрослым, способов усвоения общественного опыта, совместные действия, подражание действиям взрослого. Произошло уточнение и обогащение представлений ребенка с ЗПР о себе и других людях, об окружающем мире. Немаловажен и факт изменения стратегии поведения в незнакомой обстановке – изменение в сторону наибольшей адекватности.
Однако столь подробный качественный анализ результатов работы, полученных в ходе вторичной диагностики, был бы неполным без конкретных цифр и процентных соотношений, т.е. количественного анализа, который и был осуществлен и зафиксирован в диаграммах.
Итак, в ходе применения беседы как диагностической методики стало очевидным изменение, и что немаловажно, в положительном направлении ряда параметров. В первую очередь наметилась тенденция к расширению круга общения детей с задержкой развития, к увеличению количества социальных контактов и изменению характера этих контактов. Это произошло не только благодаря организации взаимодействия детей со своими сверстниками, но и, видимо, за счет изменения позиции родителей. В ходе работы дети все чаще говорили о желании пойти в гости или пригласить гостей к себе, обращались с этими просьбами к родителям, а те, в свою очередь, не игнорировали, а одобряли и реализовывали.
Изменились и критерии избирательности и предпочтений в установлении социальных контактов. Если ранее у детей с ЗПР преобладала ситуативная обусловленность при отсутствии четких и обоснованных критериев, то в итоге последнее (четкость параметров) отмечалось у 20% детей с ЗПР. Возможность достижения таких результатов появилась в ходе работы с эмоциями и чувствами самого ребенка и окружающих людей. Отмечается и изменение стремления к лидерству – его незначительное снижение у детей с ЗПР. Это достигнуто благодаря увеличению ситуаций реального взаимодействия с другими людьми, продвижению по пути к адекватной, вместо завышенной самооценки и накоплению собственного жизненного опыта.
Однако при всей позитивности картины существует и ряд показателей оставшихся без каких-либо значительных изменений, что относится к прогнозированию будущего социального статуса и оценке собственных возможностей. Прогнозирование будущего социального статуса непосредственно связано с выбором профессии и определением своей успешности в ней и отсутствие ярких подвижек в этом плане не является безвыходным – для профессионального самоопределения у ребенка будет достаточно времени в период обучения в школе. На данном этапе гораздо важнее создать условия для последующего правильного выбора.
Адекватность оценки собственных возможностей в будущей самостоятельной жизни детьми с ЗПР связана с самооценкой, которая хоть и поддалась в определенной степени коррекции – снижение стремления к лидерству и признания себя интересным для всех – остается на достаточно высоком уровне. Более того, следует помнить, что все вопросы, касающиеся личности, не решаются столь молниеносно, насколько хотелось бы, а любое большое дело начинается с малого – с создания предпосылок – что имеет место быть. Все вышеозначенные сведения систематизированы и оформлены в виде диаграммы.
Диаграмма 2
Оценка эффективности коррекционной работы по отдельным критериям у детей с ЗПР
- показатели до проведения коррекционной работы
Еще по теме:
Эмпирическая психология и ее основные направления
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704).
Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся ...
Гендерная специфика дружеских отношений
Традиционная теория дружбы, уходящая корнями в античность, считала ее (дружбу) преимущественно мужской добродетелью. Здесь нам опять отчетливо явлено противопоставление "мужского" и "женского" - одна из всеобщих парных ...
Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте
Большинство авторов обращает внимание на то, что условия психического развития по-разному влияют на становление детской психики. Так, например, В.С. Мухина подчёркивает, что биологические предпосылки – строение организма, его функции, его ...