Взаимосвязь оценки окружающих, самооценки и успеха в обществе

Материалы » Влияние уровня самооценки на успешность в современной Эстонии » Взаимосвязь оценки окружающих, самооценки и успеха в обществе

Психологи специально изучают влияние, которое оценка окружающих оказывают на человека. [7, 6, 14]

Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Вместе с тем нельзя не отметить неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность оценки, оценивания структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как процесс [8], и как действие [6], и как деятельность [9], и как совокупность социальных умений [8], и как функция [10].

Успехи и неудачи в трудовой деятельности, оценка руководителем и коллегами результатов труда в определённой степени влияют на отношение человека к самому себе, т.е. на его самооценку. Группе специалистов (каждому самостоятельно) предложили написать проект по заданной тематике. Написание проектов контролировал руководитель (специалист высшей категории). К некоторым из работников руководитель постоянно подходил интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки, промахи и делал им в резкой форме замечания. Некоторых работников он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими; лучше всех справились с заданием те специалисты, которых руководитель подбадривал, относился с уважением к их профессиональным качествам.

Гораздо хуже выполнили задание те, которым руководитель портил настроение своими замечаниями, давал понять их некомпетентность. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех работников, кому руководитель делал резкие замечания, а у тех, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

Соотнесение собственной оценки своей трудовой деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха в формировании у индивида критической самооценки достигнутых результатов деятельности. Важна не только адекватная оценка руководителем самого по себе объективного результата трудовой, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам работник. [11]

Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что на самооценку индивида также оказывает влияние оценка их деятельности коллегами, руководителем в течении продолжительного времени (время зависит от внутренней стабильности личности).

Во многих работах [7, 12, 11, 10] подчеркивается, что оценка знаний, трудоспособности, таланта работника руководителем способствует его продвижению, увеличивает работоспособность и качество продуктов трудовой деятельности. Однако, стоит иметь ввиду, что некоторая часть людей оценивает свою трудовую деятельность и свои успехи параллельно, но не согласованно с коллективом и начальником, по своим критериям. Оценка окружающих, безусловно, влияет на самооценку человека, а та в свою очередь на его достижения и успешность в современном обществе.

Еще по теме:

Психологические особенности старшего подросткового возраста
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со ...

Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типов привязанности
Эмоциональная и сексуальная сферы личности тесно взаимодействуют друг с другом, хотя их развитие было обусловлено различными эволюционными факторами. Проявления этих привязанности и сексуальности в поведении личности можно рассматривать в ...

Эмоционально–личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте
Невротические реакции - относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность в первое время посе ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru