Понятие социальной адаптации мигрантов
С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной социологической науки.
В социологическом анализе социальной адаптации особенно выделяются работы по теории и практике профессиональной адаптации мигрантов к российскому рынку труда. В последнее время стали активно освещаться проблемы социально-экономической адаптации перемещающегося населения в условиях набирающих темпы рыночных преобразований, практика этнопсихологической адаптации в инонациональной среде и некоторые другие аспекты. Сегодня уже достаточно много работ посвящено исследованию проблем адаптации и приживаемости мигрантов на постсоветском пространстве. Для мигрантов, в равной мере как и для принимающей стороны, важно формирование и сохранение среды, способствующей безболезненному вхождению прибывших людей в существующий на новом месте социум[6].
С социальной адаптацией тесно связана адаптация психическая. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений, психическая адаптация через формирование целей и программы, воздействует на эффективность адаптивной деятельности, придает динамике этой деятельности индивидуально-эмоциональную окраску.
Социальная адаптация мигрантов – это деятельность, направленная на оптимизацию взаимоотношений человека с окружающей средой, с одной стороны, и изменением самой среды в целях приспособления ее к интересам жизнедеятельности человека на новом месте жительства – с другой.
Адаптация протекает более или менее легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью.
В контексте миграционных процессов социальная адаптация предстает еще и как особый тип социального процесса, направленного на то, чтобы включить в обычную жизнь общества группу (категорию) людей, которая была искусственно вырвана из этой жизни в результате каких-либо экстремальных условий. Следовательно, суть социальной адаптации состоит в «переключении» людей с одного образа жизни на другой. Вынужденное переселение – это особый образ жизни, для которого характерны экстремальность ситуации, унижение, подавление личности. Он накладывает весьма существенный отпечаток на структуру личности, ее ценностные ориентации, восприятие, поведение[7].
Большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации, в широком смысле понимаемой как сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. С начала 90-х годов наиболее предпочитаемой и адекватной моделью изучения межкультурной адаптации является модель аккультурации.
Первоначально аккультурация рассматривалась исключительно как феномен группового уровня. Под аккультурацией понимаются изменения, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур – это процесс изменения в культуре группы. В настоящее время этот феномен изучается психологами и на личностном уровне и называется психологической аккультурацией – это процесс изменения в психологии индивида.
Благодаря совершенствованию теории и все более последовательному изучению миграционных перемещений ученые пришли к признанию того, что психологическое благополучие и удовлетворенность, а также эффективные взаимоотношения с представителями новой культуры, являются важными составляющими адаптации для тех, кто совершил перемещение[8].
Еще по теме:
Мотивационная сфера личности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями, однако, прежде всего, возникла терминологическая неясность: термины "мотивация" и "мотив" понимаются и как синоним ...
Страхи у детей с аутизмом
Страх не может быть оценен однозначно как отрицательный симптом. Если он препятствует адаптации ребенка к окружению, порождает неадекватное поведение, является тормозом в развитии, то это – патологический способ реагирования, требующий ко ...
Проблемы самооценки
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям ...