Роль психологического обеспечения в современном спорте

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Роль психологического обеспечения в современном спорте

Вместе с этим отметим одну особенность современного развития представлений на психологическую подготовку. Внутри этих исследований появляется новое представление и новый подход - психологическое обеспечение, как наиболее общее и целостное видение работы психолога в спорте. Выделим основные моменты нового представления, расширяющего наше видение и открывающего новые перспективы развития практической спортивной психологии. Термин "психологическое обеспечение" появился в лексике спортивных специалистов относительно недавно (В.М. Мельников, В.Н. Непопалов, 1985; В.В. Медведев, 1989; Г.Б. Горская, 1995). Несмотря на то, что спорт к этому времени качественно, содержательно и функционально изменился, большинство спортивных специалистов по прежнему мыслило в категориях "подготовки спортсменов". Поэтому и новый термин, в силу традиции и устоявшегося способа мышления, был отнесен к процессу подготовки. Другими словами, речь шла о психологическом обеспечении подготовки спортсмена, а не новой реальности и открывающимся перспективам развития психологической науки в сфере практики спорта. На наш взгляд, оценивая в целом, можно отметить, что даже такая фиксация нового направления и связанное с этим появление понятия "психологическое обеспечение подготовки спортсменов", отражает изменение подхода к психологическим аспектам работы со спортсменами, которое, в свою очередь, является следствием изменения подхода к процессу их подготовки в целом. К числу особенностей современного спорта, оказывающих влияние на подходы к работе со спортсменами, специалисты относят возросшую конкуренцию, которая отражает высокую плотность результатов участников крупнейших международных соревнований, когда победителей и призеров разделяют тысячные доли балла, тысячные доли секунды; возросший объем тренировочных нагрузок, а вместе с этим расширился диапазон влияния психогенных факторов. Поэтому утверждение новых принципов подготовки спортсменов обусловлено, в первую очередь, современным уровнем развития спорта и прежде всего спорта высших достижений.

Во-вторых, происходящие изменения в мышлении и подходе к роли психологии в спорте, обусловлены развитием теоретического и прикладного содержания в самой психологической науке. В этом месте выделим две тенденции развития. Первая связана с процессами, происходящим в таких прикладных отраслях психологии, как психология труда и инженерная психология. Суть их в том, что по мере своего развития и накопления научных данных они "перестают быть науками, способными лишь корректировать отдельные звенья трудового процесса или комплекса рабочих условий. В ходе своего развития они становятся науками, способными решать задачи проектирования трудовой деятельности на основе учета совокупности факторов разного рода и уровня, определяющих ее эффективность" (О.А. Конопкин, 1980). Вторая - связана с осознанием значения деятельности для всех сторон общественной жизни. "Теория деятельности с точки зрения ее использования в различных областях социальной практики выступает как инструментальная система проектирования и программирования" (В.В. Давыдов, 1995). При этом - отмечает В.В. Давыдов - принципиально то, что язык теории деятельности позволяет не только описывать существующее, но и строить будущие формы той или иной практики. Исходя из этих кардинальных изменений роли психологии в социальной практики был осуществлен анализ многочисленных работ, отражающие основные направления развития психологии в спорте. Поэтому можно фиксировать необходимость перехода от решения частных задач, связанных с ее отдельными сторонами, к базирующемуся на психологическом анализе деятельности, проектированию всего процесса подготовки (А.В. Родионов, 1978, 1982; Д.А. Аросьев, Р.И. Спектор, 1978; Д.А. Аросьев, П.Г. Нежнов, 1982; В.Л. Марищук, Л.К.Серова, 1983, В.М. Мельников, 1985; В.В. Медведев, 1989; Г.Б. Горская, 1995, В.В. Давыдов, 1995).

Основываясь на анализе современных тенденций и перехода от "психологической подготовки" к "психологическому обеспечению" выделим следующие черты этого переходного этапа. Задача этапа уже не сводится только к психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Речь идет о психологически обоснованной организации всего процесса подготовки, а конкретная психологическая подготовки спортсменов к соревнованиям рассматривается как часть этой работы. Как организованный процесс психологического обеспечения подготовки спортсменов, он ориентирован не на ликвидацию неблагоприятных проявлений психики, а на мобилизацию психических резервов повышения эффективности тренировочного процесса, надежности и результативности соревновательной деятельности. К необходимым условиям эффективности можно отнести планирование (или в широком смысле - проектирование) психологического обеспечения подготовки спортсменов, в основе которого положены требования конкретного вида спорта к психической организации спортсменов. К достаточным условиям можно отнести изменение и формирование новых форм социально-психологических отношений в системе "спортсмен-тренер", где они полноправные и активные деятели планирования и реализации программы подготовки. Отсюда требование к совместной работе - сотрудничество тренера, спортсмена и психолога, их взаимопонимание, основанное на достаточно глубоких знаниях тренера в области психологии, на готовности психолога понять проблемы тренера и спортсмена, на открытости к точке зрения партнера по совместной работе.

Еще по теме:

Психология общения в работе медицинской сестры
В работе медицинской сестры в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития ...

Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленн ...

Исследование леворукости
Мною было обследовано 28 учащихся СОШ №4, г. Моршанска в возрасте 7-12 лет, в том числе 13 мальчиков и 15 девочек. Для определения функциональных асимметрий учащихся проводился набор тестов и проб, объективный многопараметрический контрол ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru