Основные достижения и закономерности развития ребенка раннего возраста
Н. Аскариной были выделены следующ психофизиолог-е особен-ти:
1. Услов-е рефлексы
формир-я сравнит быстро, но закреплен происходит медленно.
2. В течение первых 3х
лет быстро повышается работоспособность и быстро наступает утомляемость. 3. Малая выносливость НС https://irkutsk.news атлас мира карта мира со странами.
- дети очень быстро устают от одного и тогоже раздражителя. 4. Процесс возбуждения
преобладает над процессом торможения, поэтому ребенка проще научить чему-либо, чем закрепить. 5. Основные действия
сопровождаются побочными. 6. Поведение ребенкаво многом зависит от удовлетвор-я его органических потребностей,т.к на сост-е ребенка оказывают влияние подкорковые отделы мозга. 7. Слабаяподвижность нервах процесс не позволяет реб-ку быстро ответить, затормозить какое-либо действие, переключиться на другое действие. 8. Легко возникаетвнешнее торможение и он легко отвлекается от игры или занятия. 9. Лабильность поведения
, когда бодрое настроение быстро меняется вялым или отрицат-й реакцией. 10. Склонны к синтонии
(эмоц- му заражению),хорошо чувствуют эмоц-е сост-е близких людей. 11. Является периодом
начала развития 2ой сигнальной системы т.е ребенок оперирует прежде всего образами, а не словами, причем образы предпочитает тактильные, а потом уже зрительные и слуховые.
Овладение прямохождением, ходьбой
имеет весьма серьезное значение для психического развития ребенка: 1. Прямохождение способствуетсамостоятельности собственного тела, выделению его из окружающего пространства. Ребенок учится управлять своим телом, что явл-ся основой функции саморегуляции, любит экспериментировать со своим телом. 2. Способствует сенсорному развитию, формируется осознание функции ускорения, пространственная – направо, налево, вверх, вниз.
Предметная деятельность
явл-ся ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте от 1го года до 3х лет. С. Новоселова
выделяет 3и этапа: 1 этап -
предметное манипуляции детей которое появл-ся к 5-6ти
месяцам и представляют собой схватывание, грызение, удержание. К 7
– 8мимесяцам эти же действия становятся ориентирами, а именно ритмичное сжимание, надавливание, повторное бросание. 2этап
- к концу 1го года действия становятся предметно-специфическими, которые направлены на получение результата: катать мяч, выдвигать и задвигать ящики, высыпать крупу. 3 этап– возникновение орудийных операций обычно наблюдается к концу 2го года жизни: едим с ложки, насыпаем песок, кубики возим на грузовике.
Постепенно появляются символические действия, когда знакомые действия реб-к может выполнить другим предметом или символом этого предмета. В период раннего детства
наиболее значимыми являются 2ве группы предметных действий: соотносящие действия орудийные.
Соотносящие
действия - это действия, цель которых состоит в приведении 2х или нескольких предметов или их частей в определенном пространственном соотношении. Орудийные
– это действия в которых один предмет воздействует на другой. П. Гальперин выделил этапы
:
1этап -
орудийное действие не выделяется, оно просто служит продолжением руки реб-ка и на этом этапе это действие называется ручным. 2этап
– он ориентирован на связь орудия с предметом, но действие не всегда бывает успешным. 3 этап
– действия становятся орудийными т.е. у ребенка вырабатывается навык. Предметная деятельность способствует развитию познават-й дея-ти и осуществляется по схеме: ощущение-движение- мышление. Такая схема связана с особенностями головного мозга ребенка, с самого рождения до 3х лет у ребенка формируются задние доли головного мозга или сенсорные доли. В процессе сенсорного развития прежде всего осваиваются сенсорные эталоны, которые формир- ся благодаря манипулятивным предметным действиям: прежде всего усваивается величина и форма. От выполнения предметных действий переходит к зрительным ориентирам, это происходит благодаря механизму интериоризации (переход из внешних действий во внутренние планы). В 2,5 -3 года реб-к может произвести зрительный выбор по образцу и выстроить предметный сериоционный ряд. По Ж. Пиаже на 5ой
стадии (от1 до1,5лет) появляются третичные круговые реакции, дети становятся способными отбрасывать ненужную для жизнедеятельности информацию. На 6 -ой стадии
появляется символическое мышление, когда знакомые образы могут быть перенесены на другие предметы.
С появлением
символического мышления появляется способность к обобщению. Кольцова
выделила 3 основные ступени в развитии обобщения: 1
Еще по теме:
Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей ...
Цели, принципы, задачи, виды
Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.
Пр ...
Интеллект и творческие способности
Способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельнос ...