Основные достижения и закономерности развития ребенка раннего возраста
. появление первых ранних обобщений, где предметы группируются по цвету, звуку, величине. 2.
объединение зрительных и осязательных образов в единое целое и выделение отдельных предметов. 3.
формирование общих понятий на основе сравнения цвета, формы, величины.
Развитие речи
в раннем детстве идет по 2 линиям: соваерш-ся понимание речи взрослого и формир-ся собственная активная речь (автономная речь). М. Елагина выделяет 3 этапа
овладения активным словарем: 1 этап
– все внимание реб-ка, его активность направл на предмет и сопровождается экспрессивным высказыванием. 2 этап
– внимание переключается на взрослого, реб-к внимат-но следит за губами взрослого, использует указательный жест, пытается завладеть предметом. 3 этап
– малыш начинает смотреть на губы взрослого, прислушивается к слову и пытается повторить. Считалось, что приемом формиров – я активного словаря явл – ся образец, но ребенок не соотносит его с конкрет – м предметом, то не становиться для него потребностью. Поэтому, чтобы перейти к активной речи у ребенка должна сформироваться потребность, но на фоне подражания. Словарный запас реб-а состоит: сущест-е – 65%, глагола – 13%, прлагат-го – 9%,личностно- социалн -8%, функциональные -4%.
В граммат-м строе речи Гвоздев
выделил 2 периода: 1. От 1г 3м до 1г 10м
– период преложен сост. – их из аморфных, наречий и употребляются в неизменном виде и имеют несколько разновидностей: а)
предложения наименования –дядя, Петя; б
) предложения обращения – дай; в
)предложения выраженные местоимениями или автономными словами; г
) предложения выраженные в глагольной форме – спать, кушать. 2
. От 1г 10 м до 3 лет. –
грамматическая структура речи. К 3 годам реб-к должен овладеть всеми падежами и использовать их в речи.
Существуют разные варианты ЗПР: 1
. речевые дефекты связанные с патологическими нарушениями. 2.
психогенного характера: а)задержка речи на стадии называния, если ребенка обучали по принципу повтори за мной. б)
задержка речи на стадии эмоцио-го общения когда общение сведено к обмену ласками и от реб-ка даже не требуют проговаривания. в)ориентация на предметный мир, а не речевое общение со взрослым; г)
опережение речевого развития.
Необходимыми предпосылками игры является: 1
. наличие разнообразных впечатлений; 2.
умение ребенка подражать действиям взрослого. Этапы: 1 этап
– ознакомительный, приходиться на младенчество (роль отсутствует, действия однообразны). 2 этап
– отобразительная предметно – игровая деятельность, конец 1го начало 2го года жизни (осваивание игровых действий связанных с назначением предмета). 3 этап –
роль в действии (к 1г 8м возможен перенос действия с одного предмета на другой, но роль по-прежнему не осознается); 4 этап
– игровые действия приобретают характер предметно-опосредованных (2г- 2г 6м, начинает использовать предметы заместители).
К продуктивным видам
деятельности относят – изобразительную и конструктивную деятельность. Изодеят-ть появляется у ребенка к 1,3 – 1,6 месяцев, когда ему попадает карандаш и он замечает, что один предмет оставляет следы на другом. К 2,5 годам стремиться в рисунке отразить определенный замысел. В. Мухинаназвала этот период доизобразительным и выделила несколько этапов: 1 этап– каракули, как результат свободного манипулирования карандашом. 2этап
– как результат свободного манипулирования карандашом, но с ассоциациями реальных предметов. 3 этап
– каракули, как изначально планируемый предметнее несущий в себе изобразительности. 4 этап
– графическое построение отображающее общие черты изображ-его предмета. Становление самосознания
у ребенка начинается практически с самого рождения и начинает оформляться к 1му году жизни, когда ребенок начинает выделять себя из
окружающего пространства, затем отделяет себя от своих действий и переходит на более высокий уровень, когда ребенок начинает пользоваться местоимением «Я
». На 3ем году жизни он начинает отделять действия от предмета, окончательно закрепляется местоимение «Я» и к концу 3го года жизни появляются первые признаки полоролевой идентификации, нона данном этапе понимание пола весьма относительно и появление осознания приводит к появлению кризиса 3го года жизни
. Физиологические причины
кризиса 3-го года жизни: изменение конфигурации тела, функциональная перестройка органов, эндокринной системы приводят к обострению эмоцион-й чувствительности, неуровновешанности поведенческих реакций. Все поведенческие реакции Л.С. Выготский разделил на 2 группы: 1группасимптомов нормального поведения – негативизм
Еще по теме:
Понятие творчества
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
По ...
Организация и методическое обеспечение
Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это опреде ...
Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие ...