Особенности психосоциального сопровождения молодой семьи
Психосоциальное сопровождение – это взаимодействие специалиста и семьи, направленное на разрешение возникших проблем. Суть сопровождения состоит в комплексном подходе специалистов к решению проблем [2, с.115].
Психосоциальное сопровождение – особая технология пролонгированной психологической помощи, которая характеризуется двумя основными признаками:
1. Основывается на закономерностях развития человека;
2. Создает условия для перехода семьи от внешней помощи к самопомощи [32, с.34].
Психосоциальное сопровождение как технологический процесс в работе с молодыми семьями имеет свою специфику.
Деятельность по сопровождению предполагает выбор, разработку и использование методов, базирующихся на системе научно-обоснованных знаний.
Специалист по социальной работе не берет на себя задачу переделать клиента, главное в его деятельности – это помочь преодолеть возникшие трудности.
Для эффективности работы по психосоциальному сопровождению требуется использования системной модели семьи. Семья рассматривается как некая социальная система, находящаяся в динамических связях и отношениях друг к другу. Структура семьи предполагает наличие подсистем: супружеская подсистема; родительская подсистема; детская подсистема; подсистема родственных связей семьи.
При работе с молодой семьей необходимо учитывать жизненный цикл семьи, включая естественные перемены, кризисы и конфликты.
Процесс психосоциального сопровождения всегда должен осуществляться непрерывно.
При объяснении возникающих срывов необходимо отказываться от поиска причин, связанных только с психологическими особенностями супругов. Необходимо акцентироваться и на других сторонах их личности
Поиск внутренних ресурсов супругов позволяет направить их на самостоятельное решение проблем и найти силы самостоятельно преодолевать возникающие в семье противоречия.
В процессе взаимодействия с молодой семьей специалист по социальной работе не должен жестко определять окончательные результаты работы, так как все зависит от особенностей семьи, от индивидуальности каждого из супругов и степени их готовности к самостоятельному решению проблем. Необходимо предлагать различные пути преодоления кризисных ситуаций и варианты их разрешения.
Психосоциальное сопровождение предполагает включенность специалиста в проблемы молодой семьи, но в тоже время соблюдение определенной дистанции для того, чтобы создать для супругов пространство для самостоятельного устранения возникших проблем.
Обязательно нужно помнить, что каждая семья по своему индивидуальна, имеет ряд специфических проблем, к решению которых необходимо подходить с учетом всех особенностей и возможностей молодых супругов. [14, с.140].
Все выше перечисленные специфические особенности психосоциального сопровождения следует учитывать при организации работы по преодолению трудностей, возникающих у молодой семьи.
Процесс психосоциального сопровождения молодой семьи включает в себя следующие стадии:
1. Социальная диагностика – область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств состояния или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой [39, с.30].
Специалист социальной работы изучает особенности проблем молодой семьи и определяет схему взаимоотношения с клиентом:
- Субъект - объектная: на основе полученной информации специалист делает заключение о состоянии клиента, сам намечает стратегию и тактику взаимодействия;
- Субъект - субъектная: клиент сам принимает решение о преодолении трудностей после совместной работы со специалистом.
Все высказывания, пожелания специалиста должны быть направлены на позитивное развитие клиента.
На данном этапе необходимо диагностировать клиента по следующим показателям:
· Уверенность/неуверенность в себе;
· Представление о себе:
- продуктивное: представление о себе как о сильном человеке, который способен изменить ситуацию;
Еще по теме:
Мотивация выбора профессии старшеклассников
Профессия – (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, ...
Опыт некоммерческой организации Санкт – Петербурга «Санкт-Петербургский Дом
Национальностей»
Программа Санкт-Петербурга «Толерантность».
История создания СПб ГУ «СПб ДН» напрямую связана с историей национально-культурных объединений СПб и современной национальной (этнической) политикой, осуществляемой Правительством Санкт-Петерб ...
Дошкольный возраст
Д.Б. Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это:
1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытаетс ...