Анализ результатов констатирующего эксперимента
Касаемо среды ребенка с ЗПР наиболее актуальным и адекватным является рассмотрение степени готовности этого самого окружения принять ребенка. Потому как мы готовим ребенка к вхождению в общество, «доводим» его до нормы, но, вполне вероятно, что общество еще не готово принять ребенка с ЗПР. А значит, не только ребенка с проблемами необходимо «доводить» до определенного уровня, но и социальное окружение не менее остро нуждается в «доведении» его до ребенка, «доведении» чувства толерантности до такого качества, чтобы адаптация ребенка с ЗПР стала максимально успешной. Одним словом, речь идет о социальном отношении к нетипичности и его влиянии на адаптацию детей с проблемами развития. В рамках данной работы представляется целесообразным рассмотрение и анализ отношения нормально развивающихся сверстников и их родителей к детям с особенностями в развитии, выявляемые путем беседы с детьми и анкетирования родителей.
В ходе беседы с детьми было отмечено следующее: осведомленность о детях с проблемами развития находится на среднем уровне у 60% детей, т.е. они просто наблюдали таких детей на улице, в больнице и т.д., не обсуждая подобное явление с родителями; лишь 10% - обсуждали, а вот 30% вообще не знают о существовании детей, отличающихся от них. Представления детей о том, обижают ли их сверстников с особенностями в развитии, кто и почему это делает, оказались в 20% неадекватными – твердая уверенность, что их не обижают. Количество развернутых и адекватных представлений оказалось примерно равным (по 405). Дети говорили о том, что таких детей «никто не будет обижать, они же знают, что им и так тяжелее» - т.е. ребенок верит в доброту и отзывчивость в сердцах других. Более того, все дети осознают и готовы оказать помощь таким детям: «платить деньги на лекарства», «заботиться», «не обижать». Настолько понимающее отношение характерно всем детям, несмотря на то, что 90% из них не имели опыта реального взаимодействия с детьми с проблемами в развитии. Ровно столько же детей говорят о готовности сотрудничества, т.е. игры с таким ребенком. Однако, почти одинаковое количество детей с равным успехом предполагает позитивное и негативное отношение своих друзей к появлению такого ребенка в группе.
Таким образом, мы видим крайнюю неустойчивость взглядов детей на кардинальные расхождения в оценках по всем параметрам от положительных до отрицательных величин. Все это связано с отсутствием реальной, практической базы взаимодействия, опыта общения, что приводит к значительной оторванности от действительного положения вещей.
Таблица 2
Результаты беседы с детьми массового детского сада
Исследуемый параметр |
Ответы разного характера (в % от общего числа ответов / количество человек) | |||
Уровень осведомленности о детях с проблемами развития |
Высокий |
Средний |
Отсутствие представления | |
10% (2) |
60% (12) |
30% (6) | ||
Характер представлений о детях с проблемами развития |
Развернутое представление, адекватное |
Ограниченное представление, относительно адекватное |
Неадекватное | |
40% (80) |
40% (8) |
20% (4) | ||
Уровень осознания необходимой помощи, готовность оказать ее |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий / отсутствует | |
60% (12) |
40% (8) |
20% (4) | ||
Опыт реального взаимодействия с детьми с проблемами в развитии |
Наличие |
Отсутствует | ||
10% (2) |
90% (18) | |||
Готовность к сотрудничеству (игре) |
Наличие |
Отсутствует | ||
90% (18) |
10% (2) | |||
Прогноз отношения других детей к появлению ребенка с проблемами в развитии в группе |
Позитивное |
Негативное | ||
60% (12) |
40% (8) | |||
Еще по теме:
Определение потребностей
Маклаков А.Г.:»Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехватк ...
Виды психической деятельности
Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека.
Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологичес ...
Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства
Эстетическое восприятие
– это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания. Эстетическое восприятие включает 3 компонента
:1.
интеллектуальные; 2
. эмоционально – волевые моменты; 3.
познавательная сторо ...