Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 4

Касаемо среды ребенка с ЗПР наиболее актуальным и адекватным является рассмотрение степени готовности этого самого окружения принять ребенка. Потому как мы готовим ребенка к вхождению в общество, «доводим» его до нормы, но, вполне вероятно, что общество еще не готово принять ребенка с ЗПР. А значит, не только ребенка с проблемами необходимо «доводить» до определенного уровня, но и социальное окружение не менее остро нуждается в «доведении» его до ребенка, «доведении» чувства толерантности до такого качества, чтобы адаптация ребенка с ЗПР стала максимально успешной. Одним словом, речь идет о социальном отношении к нетипичности и его влиянии на адаптацию детей с проблемами развития. В рамках данной работы представляется целесообразным рассмотрение и анализ отношения нормально развивающихся сверстников и их родителей к детям с особенностями в развитии, выявляемые путем беседы с детьми и анкетирования родителей.

В ходе беседы с детьми было отмечено следующее: осведомленность о детях с проблемами развития находится на среднем уровне у 60% детей, т.е. они просто наблюдали таких детей на улице, в больнице и т.д., не обсуждая подобное явление с родителями; лишь 10% - обсуждали, а вот 30% вообще не знают о существовании детей, отличающихся от них. Представления детей о том, обижают ли их сверстников с особенностями в развитии, кто и почему это делает, оказались в 20% неадекватными – твердая уверенность, что их не обижают. Количество развернутых и адекватных представлений оказалось примерно равным (по 405). Дети говорили о том, что таких детей «никто не будет обижать, они же знают, что им и так тяжелее» - т.е. ребенок верит в доброту и отзывчивость в сердцах других. Более того, все дети осознают и готовы оказать помощь таким детям: «платить деньги на лекарства», «заботиться», «не обижать». Настолько понимающее отношение характерно всем детям, несмотря на то, что 90% из них не имели опыта реального взаимодействия с детьми с проблемами в развитии. Ровно столько же детей говорят о готовности сотрудничества, т.е. игры с таким ребенком. Однако, почти одинаковое количество детей с равным успехом предполагает позитивное и негативное отношение своих друзей к появлению такого ребенка в группе.

Таким образом, мы видим крайнюю неустойчивость взглядов детей на кардинальные расхождения в оценках по всем параметрам от положительных до отрицательных величин. Все это связано с отсутствием реальной, практической базы взаимодействия, опыта общения, что приводит к значительной оторванности от действительного положения вещей.

Таблица 2

Результаты беседы с детьми массового детского сада

Исследуемый параметр

Ответы разного характера (в % от общего числа ответов / количество человек)

Уровень осведомленности о детях с проблемами развития

Высокий

Средний

Отсутствие представления

10% (2)

60% (12)

30% (6)

Характер представлений о детях с проблемами развития

Развернутое представление, адекватное

Ограниченное представление, относительно адекватное

Неадекватное

40% (80)

40% (8)

20% (4)

Уровень осознания необходимой помощи, готовность оказать ее

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий / отсутствует

60% (12)

40% (8)

20% (4)

Опыт реального взаимодействия с детьми с проблемами в развитии

Наличие

Отсутствует

10% (2)

90% (18)

Готовность к сотрудничеству (игре)

Наличие

Отсутствует

90% (18)

10% (2)

Прогноз отношения других детей к появлению ребенка с проблемами в развитии в группе

Позитивное

Негативное

60% (12)

40% (8)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Определение потребностей
Маклаков А.Г.:»Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехватк ...

Виды психической деятельности
Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека. Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологичес ...

Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания. Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2 . эмоционально – волевые моменты; 3. познавательная сторо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru