Анализ результатов констатирующего эксперимента
Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о наличии неоспоримой специфики процесса адаптации детей с ЗПР, как то: низкий уровень осведомленности о семье и себе; крайней ограниченности и однонаправленности социальных контактов; отсутствие критериев избирательности в установлении социальных контактов. Более того, ярко выраженное стремление к лидерству; завышенная оценка своих возможностей; низкая мотивация школьной готовности и, что крайне важно, ограниченный интерес и знания сказочных сюжетов. Кроме этого, отмечаются большие трудности семейной социализации и неотложные проявления негативных последствий данных проблем. В качестве основных факторов, усложняющих и задающих специфический вектор процессу социальной адаптации, можно также выделить эмоциональное предпочтение дистантного характера общения; четко выраженную защищающуюся позицию в общении, во взаимодействии; в ряде случаев несформированность половой идентификации и потребности в общении.
Не лишним будет еще раз акцентировать внимание на том, что эти особенности являются обусловленными «изнутри» нарушениями. Однако гораздо значимее в процессе социальной адаптации оказывается отношение к ребенку со стороны нормально развивающихся сверстников и их родителей, т.к. факторы социального ряда не могут быть фоновыми, второстепенными, они все активнее выходят на первый план и занимают лидирующие позиции в обуславливании хода адаптации. И, несмотря на всепоглощающую тенденцию негативно-безразличного, в силу своей непросвещенности, отношения родителей, изменить ситуацию можно. Но действовать следует, главным образом, не через родителей, т.к. их система ценностей очень болезненно реагирует на попытки вторжения и всячески их не приемлет, а воздействовать необходимо на детей массового детского сада, прививая им уважение и толерантность, взяв в качестве основного средства – сказку. Таким образом, социальная адаптация детей с ЗПР должна начинаться в стенах массового детского сада, для чего имеются благоприятные условия.
Диаграмма 1
Результаты сравнительного анализа отношения к нетипичности детей и родителей
- ответы родителей
– ответы детей
1. владение информацией о детях с проблемами развития
2. готовность оказания помощи
3. отношение к возможному «столкновению» с «проблемным» ребенком (появлению в группе)
Результаты, отраженные в диаграмме, пожалуй, были в достаточной мере предсказуемы. Мы видим крайне противоположные позиции детей и их родителей по отношению к проблеме нетипичности. С одной стороны, это удивительно, ведь ребенок преимущественно заимствует оценки взрослых, но в данном случае мы этого не наблюдаем быть может, потому, что дети и родители не находили точек соприкосновения по этому вопросу, они просто его не обсуждали. И, по всей видимости, в формировании мнения ребенка решающую роль сыграл детский сад и воспитатель, как значимый взрослый в дошкольном возрасте.
В то время как родители крайне негативно относятся к проблемным детям, не допускают их присутствия в группе и не намерены им помогать, их дети напротив – готовы помочь и принять ребенка, хотя осведомленность и детей, и родителей по означенной теме приблизительно одинакова; пусть и имеет ряд качественных отличий в силу преимущественной разницы в возрасте и жизненном опыте. Все это еще раз подтверждает предположение о том, что работать с детьми массового детского нужно и можно, т.к. дети априори готовы к принятию нетипичного ребенка и помощи ему. И самое главное – не упустить столь сензитивный период для формирования толерантности как дошкольного детства.
Еще по теме:
Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие ...
Стратегия действий по овладению конфликтом
Любой конфликт может быть успешно разрешен и, следовательно, может закончиться с наименьшими потерями как для дела, так и для коллектива. Конечно, можно положиться на судьбу и ждать, пока он закончится сам собой. Однако современный руково ...
Социальный статус семьи и её основные
функции
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной ад ...