Анализ результатов констатирующего эксперимента
В III блоке вопросов выяснялось количество друзей ребенка, обусловленность выбора лучшего друга, рассказ о нем. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что лишь 10% детей массового детского сада выбирают лучшего друга осознанно, т.е. мотивируют свой выбор с указанием на моральные качества друга: «вежливый», «добрый», «воспитанный» … Парадоксален тот факт, что у подавляющего большинства детей обеих категорий отмечается ситуативная обусловленность называния друга: «мы вместе играем». С одной стороны, игровая деятельность является ведущей, а значит, и такое объяснение вполне приемлемо. Но, с другой стороны, возраст детей (6 – 7 лет) достаточен для оперирования элементарными нравственными категориями в гораздо большем объеме, чем показало исследование (особенно касаемо детей с нормой развития).
Следующим рассматриваемым параметром стало стремление к лидерству. В данном случае подтвердилось предположение о завышенной самооценке и явно выраженном стремлении к лидерству у детей с ЗПР, дети не сомневались в том, что другим с ними играть очень интересно, а в 60% случаев говорили, что любят и всегда бывают главными в игре. У детей же с нормой развития отмечалось преобладание умеренной выраженности стремления к лидерству: многие дети отмечали, что не очень любят быть главными, а «иногда лучше вообще играть без главного».
Пятый блок вопросов был обозначен как прогнозирование будущего социального статуса и непосредственно связывался с выбором профессии, что, безусловно, не является случайным, т.к. от того, насколько ребенок адекватно оценивает себя, свои способности и их реализацию в будущем через профессию, зависит успешность, безболезненность его адаптации и приобретение желаемого социального статуса, также обусловленного предполагаемой профессией. В результате: подавляющее большинство детей обеих категорий склоняются к прогнозированию высокого уровня благополучия, имея четкие критерии, обуславливающие их выбор. Однако и здесь имеется своя специфика: дети из массового детского сада ориентированы на привнесение в общество позитивного характера, оказание помощи и максимальную реализацию своей полезности («буду полицейским – защищать людей», «врачом хочу стать – всех спасать буду» и т.д.). В то время как дети с ЗПР абсолютно не учитывают критерий полезности, а выбирают профессию, «примеряя» ее на себя без осознания всех возможных ее проявлений и взаимосвязей с окружающей действительностью, тем не менее, предполагая свою успешность в ней.
Немаловажным являются знание и интерес детей к сказочным сюжетам. Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечается низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками («Колобок», «Репка»). Отмечается формальное запоминание названий сказок и невозможность пересказа сюжета, отсутствие любимого героя, несмотря на то, что сказки детям читаются регулярно. Однако, подобная ситуация для детей с задержкой психического развития является допустимой, чего нельзя сказать о детях с нормой развития. 50% детей данной категории имеют всего лишь ограниченные представления обо всем многообразии сказочных сюжетов и, что гораздо плачевнее, отмечается крайне низкий интерес к сказкам, вопреки уверениям родителей о регулярности и эффективности чтения сказок детям.
Еще по теме:
Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у
подростков
Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. (28)
Внеклассная воспитательная работа пред ...
Проблема личности в социальной психологии
Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаютс ...
Изменение восприятия и мышления в условиях воздействия экстремальных
факторов
Процесс адаптации к экстремальным условиям существования всегда включает направленное изменение семантики поступающей из внешней среды информации. В сознании формируется концептуальная модель реальной действительности, в соответствие с ко ...