Анализ результатов констатирующего эксперимента
Подобное положение вещей вызывает крайнюю настороженность, т.к. именно через сказки ребенок первоначально формирует свои представления и отношения по всем сторонам действительности. Через сказки, благодаря им, дети получают и закрепляют понятия о нравственных категориях добра и зла, вежливости и невежества, любви и ненависти, уважения и терпения и т.д. В случае ограниченности роли сказки в жизни ребенка формирование нравственных категорий просто не происходит, ребенок лишается права выбора, права собственного самостоятельного пути к осознанию определенных ценностей и псевдоценностей; все это подается ребенку уже в готовом виде от взрослых и он просто вынужден усваивать моральные нормы не в их первородной форме, а в искаженном, зачастую в крайне негативную сторону, виде. Более того, выбирая любимого героя сказки, ребенок идентифицирует себя с ним, проживает его жизнь как свою, а значит, «примеряет» определенную социальную роль и приобретает своего рода социальный опыт. Нет любимого героя – нет идентификации – нет «волшебного», «сказочного» социального опыта – ограниченность предпосылок эффективности, снижение успешности будущей реальной социальной адаптации.
Таким образом, важность сказки для адаптации ребенка очевидна, как очевидно и отсутствие осознания этого факта родителями.
В плане мотивационной готовности к школьному обучению отмечается вполне предполагаемый колоссальный разрыв: 70% детей с нормой развития имеют средний уровень готовности, 80% детей с ЗПР характеризуются низким уровнем готовности или вообще ее отсутствием. Об этом говорят ответы детей, в которых предпочтение отдается детскому саду, а не школе: в школу дети идти не хотят, а если и выражают желание, то лишь по причине «на перемене побегать», «мне много нового купят» и т.д.
Последний общий для обеих категорий блок вопросов был нацелен на выявление оценки детьми собственных возможностей в будущей самостоятельной жизни. Дети из массового детского сада осознают, что неизбежны будут трудности и помочь им смогут их родные (75%), в то время как дети с ЗПР исключают возможность возникновения какого-либо препятствия и говорят, что со всем справятся сами (80%), не прибегая к помощи родных, что лишний раз подтверждает наличие завышенной самооценки у этих детей и нарушение критичности по отношению к себе и своим возможностям. Все выводы, сделанные на основе беседы, имеют неподдельную значимость для дальнейшей работы, а выявленные особенности представляют собой неотъемлемую часть специфики адаптации детей с ЗПР и подтверждаются результатами применения других методик.
Таблица 1
Результаты беседы с детьми с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками
Исследуемый параметр |
Ответы разного характера (в % от общего числа / количества детей) |
Категория детей | ||||||
Осведомленность о себе и семье |
Точные и полные |
Относительно верные |
Неверные |
Отсутствие ответа |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | |||
75% 15 20% 4 |
25% 5 60% 10 |
- 20% 4 |
- 10% 2 | |||||
Количество и характер социальных контактов |
Широкий круг общения |
Ограниченный |
Узкий круг общения |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | ||||
55% 11 10% 4 |
25% 5 10% 2 |
20% 4 80% 16 | ||||||
Критерии избирательности и предпочтений в установлении социальных контактов |
Четкие, обоснованные, нравственные |
Ситуативная обусловленность |
Отсутствие обоснования |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | ||||
10% 2 - |
70% 14 80% 16 |
20% 4 20% 4 | ||||||
Стремление к лидерству |
Явно выражено |
Умеренно |
Отсутствует |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | ||||
10% 2 60% 12 |
50% 10 30% 6 |
40% 8 10% 2 | ||||||
Прогнозирование будущего социального статуса |
Благополучное |
Относительно успешное |
Отсутствие предположений |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | ||||
80% 16 60% 12 |
20% 4 20% 4 |
- 20% 4 | ||||||
Интерес и знание сказочных сюжетов |
Высокий интерес, большой объем знаний |
Заинтересованность, ограниченный объем знаний |
Отсутствие интереса, низкий уровень знаний |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | ||||
20% 4 - |
55% 11 30% 6 |
25% 5 70% 14 | ||||||
Мотивационная готовность к школьному обучению |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий / отсутствует |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | ||||
30% 6 - |
70% 14 20% 4 |
- 80% 18 | ||||||
Оценка собственных возможностей |
Адекватная |
Завышенная |
Заниженная |
Дети с нормой развития Дети с ЗПР | ||||
75% 15 20% 4 |
25% 5 80% 16 |
- - | ||||||
Еще по теме:
Особенности разделения рисунков детей с неврологическими нарушениями от
рисунков детей с эмоциональными расстройствами
В 1940 году Л. Бендер, отмечая различия между умственным возрастом по Гудинаф и отметкой по шкале Стенфорд-Бине в рисунках детей с неврологией, относит этот факт недостаточному представлению о теле. В результате рисунок всегда будет хуже ...
Понятие агрессии, основные теоретические подходы
агрессия субкультура неформальный
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной сторо ...
Разнообразие подходов к анализу игровой деятельности в детской психологии
Игра
сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Игра
– это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. По ...