Концепция самоактуализации А. Маслоу
Все эти люди отлично вписываются в рамки общепринятых условностей, связанных с выбором одежды, пищи, стиля поведения. И вместе с тем, они являются истинно конвенциальными.
Едва ли кто-нибудь из этих людей может быть назван преступником или бунтовщиком. Им не свойственны активное неприятие и длительная хроническая неудовлетворенность культурой или их собственными знаниями, хотя они часто остро переживают несправедливость и борются с ней. Им свойственно то, что может быть описано как спокойная длительная приверженность к делу прогресса нашей культуры; они считаются с постепенностью всяких возможных изменений и признают их бесспорную желательность и необходимость.
Это ни в коем случае не прекращение борьбы. Когда возможны быстрые изменения, когда требуется смелость и решительность, эти качества легко находятся у таких людей. Хотя они явно не являются радикальной группой, но они могли бы ею стать. Прежде всего, это группа интеллектуалов, большинство из которых уже осознало свое призвание и считает, что они действительно делают нечто важное для улучшения мира. Кроме того, эти люди - реалисты, которые склонны воздерживаться от великих и бесполезных жертв.
Все они разделяют общее для них - спокойные, совершаемые добродушным юмором ежедневные усилия по улучшению культуры изнутри, не отвергая ее и не выходя за ее пределы.
Внутреннее чувство отстраненности от культуры не обязательно должно быть сознательным, однако оно проявляется почти всеми самоактуализирующимися испытуемыми.
Отстраненность от культуры отражается, вероятно, и в характерных для самоактуализирующихся субъектов отстраненности от других людей и в описанной ранее склонности к одиночеству, а также в их сравнительно низкой потребности в знакомом и обычном.
По этим и другим причинам они могут быть названы автономными то есть управляемыми законами собственного характера, а не законами общества.
Но самый важный вопрос - можно ли быть хорошим и здоровым человеком в несовершенной культуре? Разумеется, сложное сочетание внутренней автономии и внешнего принятия, которого они успели достичь, возможно только до тех пор, пока культура терпима к такого рода отстраненности и отвержению полной идентификации с ней.
Конечно, это не идеальное здоровье. Несовершенное общество ограничивает и подавляет даже самоактуализирующихся личностей. Их спонтанность ограничена и некоторые из их потенциалов не актуализированы до той степени, до какой они вынуждены хранить себя в тайне от своего общества. И поскольку лишь немногие в культуре могут достигнуть здоровья, то те, кому это удается, чувствуют себя одинокими и поэтому менее спонтанными, менее актуализированными.
Еще по теме:
Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического
вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса.
Эстетическое развитие личности начинаетс ...
Опыт некоммерческой организации Санкт – Петербурга «Санкт-Петербургский Дом
Национальностей»
Программа Санкт-Петербурга «Толерантность».
История создания СПб ГУ «СПб ДН» напрямую связана с историей национально-культурных объединений СПб и современной национальной (этнической) политикой, осуществляемой Правительством Санкт-Петерб ...
Историческая справка
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и ...