Концепция самоактуализации А. Маслоу
3. Спонтанность, простота, естественность
Все самоактуализирующиеся люди могут быть описаны как в достаточной мере спонтанные в поведении и значительно более спонтанные во внутренней жизни, мыслях, импульсах и т.д.
Свойственная им легкость проникновения в реальность, близость к детскому или животному восприятию и спонтанности влекут за собой более полное осознание или собственных импульсов, желаний, оценок и субъектов реакций вообще. Клиническое исследование этой области способности полностью подтверждает высказанное.
Мотивационная жизнь самоактуализирующегося человека имеет не только количественное, но и качественное отличие от мотивационной жизни других людей. Испытуемые А. Маслоу ни к чему не стремятся в обычном смысле слова, - они, скорее, развиваются. Они растут по направлению к совершенству, развивая все более свой уникальный, собственный стиль. Мотивация обычного человека - стремление к отсутствующему удовлетворению базальных потребностей. Но самоактуализирующиеся люди в этом не испытывают недостатка, все их базальные потребности удовлетворены и, тем не менее, они работают и утверждают себя, хотя и не в обычном смысле. Их мотивация - это рост, развитие, созревание и выражение их характера, одним словом, самоактуализация.
4. Центрированность на задаче
Самоактуализирующиеся люди в сильнейшей степени сфокусированы на проблемах, внешних по отношению к их личности, они проблемно-центрированы, а не эго-центрированы. Они, в общем, не представляют проблемы для самих себя и не слишком озабочены собой. За редкими исключениями, они озабочены основными и вечными проблемами того типа, который мы по традиции называем философией или этикой.
5. Потребность в одиночестве, характер самоустранения.
Испытуемые А. Маслоу могли переносить одиночество без какого-либо вреда или неудобства для себя. Более того, они позитивно стремятся к одиночеству в значительно большей степени, чем средний человек. Их способность к сосредоточению на проблеме значительно превосходит средний уровень. Интенсивная сосредоточенность имеет побочным следствием такие явления, как рассеянность, забывчивость, игнорирование непосредственного окружения. С другой стороны, у них сохраняется здоровый сон, аппетит, юмор и т.д. в периоды озабоченности, горя и большой ответственности. В социальных отношениях эта устраненность интерпретируется “нормальными людьми” как холодность, снобизм, бесчувственность, недружелюбность или даже враждебность.
Другим следствием их автономии является способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своего действия, а не куклой в руках других людей. Они сами приходят к своим оценкам, мнениям и решениям.
“Разнообразные эксперименты Аш, Маккеланд и др. заставляют думать, что самостоятельные личности составляют от 5 до 30% нашей популяции. Среди моих самоактуализирующихся испытуемых 100%” А. Маслоу [18].
6. Автономия, независимость от культуры и Среды
Одной из характеристик самоактуализирующихся людей является их относительная независимость от физического и социального окружения. Поскольку их движет мотивация роста, а не недостатка, самоактуализирующиеся люди независимы в ее удовлетворении от реального мира, от других людей, культуры и, вообще, от внешних средств. Они зависимы лишь от собственного продолжающегося роста и развития своих потенциалов и внутренних ресурсов.
Независимость от окружения означает относительную стабильность перед лицом лишений, фрустраций, ударов судьбы. Эти люди могут оставаться достаточно спокойными в обстоятельствах, которые довели бы других до самоубийства. Все это может быть описано еще как самодостаточность.
Они достаточно сильны, чтобы быть независимыми от мнения и даже чувств других людей. Слава, статус, награды, популярность, престиж, любовь, которых они способны достичь - все это становится для них менее важным, чем саморазвитие и внутренний рост.
7. Постоянная свежесть оценки
Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью вновь и вновь получать свежее и наивное удовольствие и даже экстаз от простых радостей жизни. Для такого человека красив восход солнца или цветок, также красивы в тысячный раз, как будто он видит их впервые.
8. Мистичность и опыт высших состояний
Интерес А. Маслоу вначале был вызван теми его испытуемыми, которые описывали переживание ими сексуального оргазма, которые определялись другими авторами как мистические переживания. Также описывались чувства безграничности открывающихся взору горизонтов, одновременно всемогущество и крайняя беспомощность, экстаз, восторг и трепетный ужас, потеря ощущения своего места в пространстве и времени, и, наконец, уверенность в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы даже в обыденной жизни.
Еще по теме:
Понятие ценности
Разные авторы, отталкиваясь от разных подходов к проблематике мотивации, дают множество определений понятию ценность. Рассмотрим основные из них.
Взгляд социальной психологии на проблему ценностей, определял ценность как предмет или явле ...
Вывод
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон поляр ...
Просодические и экстралингвистические средства общения
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистиче ...