Концепция самоактуализации А. Маслоу
А. Маслоу утверждает, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека. В частности, он решительно критиковал поглощенность З. Фрейда изучение болезни, патологии и плохой адаптации. Группа маникюр приморская.
Чтобы исправить этот недостаток, А. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Он был убежден, что невозможно понять психическое заболевание без понимания психического здоровья. А. Маслоу решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии [19].
А. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации. В своей книге “Мотивация и личность” (1954г) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которого служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу [19]. Признание получил тезис А. Маслоу о том, что "цель личностного развития - это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста - это смерть для человека как личности, для его самости”. Основа развития человека и общества есть стремление к развитию, личностному росту, то есть к самоактуализации.
А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной [19]. Он описал человека как “желающее существо”, который редко достигает полного удовлетворения.
А. Маслоу определяет неврозы и психологическую неприспособленность как “болезни лишенности”, то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезням, которые могут быть излечены только их удовлетворением. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета.
Иерархия фундаментальных потребностей по А. Маслоу:
- физиологические потребности (голод, жажда, сон .);
- потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности;
- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
- потребность в уважении (самоуважение, признание);
- потребность самоактуализации (развитие задатков, способностей, личностный рост).
“Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть, для большинства человечества, высшая природа человека непостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры” [18].
По А. Маслоу ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже. “Человек может жить хлебок единым - если ему на хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда высокие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее” [20].
Впоследствии А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации) [19].
“ . Когда мы изучаем людей, у которых преобладает мотивация развития личности, концепция “стремления к покою” становится совершенно бесполезной, - А. Маслоу - У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабевает мотивацию, обостряет, а не притупляет удовольствие” [29, с.55].
“Самореализирующиеся” люди наслаждаются и самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.
Г. Олпорт признает, что мотив “ликвидации дефицита”, действительно, толкает к снятию напряжения и восстановлению равновесия. А мотив “развития личности”, напротив, поддерживает напряжение ради далекой и зачастую недостижимой цели. [29].
Удовлетворение, обусловленное ликвидацией дефицита, и удовлетворение потребности в развитии личности имеют различное субъективное и объективное значение для личности. Ликвидация дефицита предотвращает болезнь; удовлетворение стремления к развитию делает человека здоровым.
“Рост теоретически возможен только потому, что вкус “высшего” лучше, чем вкус “низшего”, и потому что "удовлетворение низшего становится скучным” (А. Маслоу).
Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. По А. Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то “вне себя”. А. Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает “метапатологии”. Метапатологии могут проявляться в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. [18].
Еще по теме:
Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеоб ...
Структура и процессуальные характеристики
совместной деятельности
Совместная деятельность относится к отдельным актам общения [10], а следовательно, ее структура и процессуальные характеристики могут быть определены по таким косвенным признакам, как, например, циклы общения. Цикл начинается с выявления ...
Концепция «Человека – статуи»
Кондильяк явился непосредственным французским истолкователем Локка, указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение содержания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов - действия рефлек ...