Особенности детско-родительских отношений в отечественной психологии
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Способность легко вписаться в общественную структуру "ориентированную вертикально" – итог социализации ребенка в такой семье. Дети этих семей легко усваивают традиционные нормы, но не инициативны, не гибки в общении, организовывают свои действия, исходя из представлений о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует ради ребенка, для ребенка. Ребенок воздействует на родителей (подход "снизу вверх"). Отношения между ребенком и родителями – отношения "симбиотические".
В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но при этом высока вероятность того, что за пределами семьи возникнет конфликт с социальным окружением, то есть велик риск социальной дезадаптации, в особенности после поступления ребенка в школу. Также одним из следствий воспитания в детоцентрической семье является изменение в системе образования: до 17-25 лет детям необходима помощь родителей. А в дальнейшем практические связи в совместной деятельности (труде) заменяются эмоциональными, а отношения инфантилизируются.
В супружеской (демократической) семье воспитательное воздействие – "горизонтальное", ребенок и родители равны. Всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. В итоге у ребенка формируются гармоничные представления о своих правах и обязанностях, ответственности, свободе, развивается активность, самостоятельность, адаптивность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость и уверенность в себе. Однако у детей таких семей может не сформироваться навык подчинения социальным требованиям, то есть они плохо адаптируются в общественной структуре, построенной по "вертикальному" принципу (то есть практически ко всем социальным институтам). Однако, это скорее теоретические предположения автора, о наблюдении таковых семей он не отмечает.
Д.Н. Исаев (2001) также выделяет следующие стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (или либеральный) [4]. Наилучшие взаимоотношения подростка с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально; родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает и твердо проводит в жизнь правила, не считая себя непогрешимым: прислушивается к мнениям ребенка, но не нисходит из его желаний.
Крайние типы отношений, не важно, идут ли они в сторону авторитарности или в сторону либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль приводит к отчуждению от родителей, вызывает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, вызывают либо агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону терпимости также вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Ребенок предоставлен сам себе. Либеральный стиль проявляется как отсутствие всяких отношений: отстраненность и отчужденность, безразличие. Пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, СМИ – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Еще по теме:
Детерминизм как принцип психологии
В инструментарий научного познания входит, как один из основных, принцип детерминации. Наука, как объяснительная позиция в познании окружающего, рассматривает объекты во взаимосвязи и причинной определённости. Причинность (каузальность от ...
Мотивация выбора профессии старшеклассников
Профессия – (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, ...
Мышление следователя
Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативный" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую особенно быстро ...