Особенности детско-родительских отношений в отечественной психологии
Подробную схему анализа семьи предложил психиатр Личко Е.А. Его описание включает функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья. При этом, по мнению Личко Е.А., все семьи, которые возникают и будут возникать, являются аномальными.
Э.Г. Эйдмиллер, семейный психотерапевт, на основе многолетнего опыта работы с дисгармоничными (негармоничными) семьями, разработал классификацию типов негармоничного воспитания:
1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок представлен самом себе. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам. Иногда это настоящая безнадзорность, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер.
2. Доминирующая гиперпротекция. проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе к ребенку. Родители уделяют ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Это своего рода опутывающий контроль: такой ребенок лишен свободы выбора, за него все решают родители.
3. Потворствующая гиперпротекция. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. В результате – высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
4. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Родители (мачеха, отчим и др.) считают ребенка обузой и проявляют общее им недовольство. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение, когда родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
5. Жестокое обращение родителей с детьми. Может проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие. Может быть скрытым, когда на первый план выходит эмоциональное отвержение.
6. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства ответственности, то есть соответствия высоким моральным стандартам, не соответствующим его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится разочаровать их. При таком стиле воспитания ребенок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины [14].
Итак, единой точки зрения на проблему детско-родительских отношений не существует.
Анализ прикладных исследований, выполненный Поповой М.Н. (2000), позволяет выделить следующие подходы к исследованию детско-родительских отношений и особенностей их взаимодействия:
1. изучение отдельных параметров, характеристик взаимодействия и их влияние на развитие личности ребенка;
2. изучение типов, стилей, видов и моделей взаимодействия (сотрудничество, псевдосотрудничество, модель "невмешательства" в жизнь ребенка, учебно-воспитательная и личностно-ориентированные модели);
3. изучение неблагоприятных систем семейного воспитания.
Синягина Н.Ю. (2001), обобщая результаты различных исследований и наблюдений, указывает на то, что характер взаимоотношений между родителями и детьми зависит от следующих взаимодействующих факторов:
Еще по теме:
Зональные пространства
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные ...
Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типов привязанности
Эмоциональная и сексуальная сферы личности тесно взаимодействуют друг с другом, хотя их развитие было обусловлено различными эволюционными факторами. Проявления этих привязанности и сексуальности в поведении личности можно рассматривать в ...
Психолого-педагогические средства формирования
защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...