Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте
внимание, в отличие от непроизвольного, обусловленного интенсивностью воздействия или непосредственной привлекательностью объектов, вызывается и поддерживается мотивами, не относящимися непосредственно к его объекту. Вопрос о развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен психологии Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста, а других воздействий привлекает внимание ребенка к тем или другим сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок научается пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего последнее приобретает опосредствованный, произвольный характер. Решающее значение для формирования внимания имеют условия жизнедеятельности ребенка. Так, переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, занятиям учебного характера и к выполнению простых трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с известными правилами и требованиями взрослых и детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие произвольного внимания. Произвольное внимание начинает формироваться в дошкольном возрасте, и развитие произвольного внимания тесно связано с увеличением роли речевых компонентов в регуляции деятельности ребенка. Речевые компоненты могут выступать как в форме словесных указаний взрослого, так и в форме речевой самосигнализации, т. е. в форме словесного обозначения самим ребенком тех элементов ситуации, на которые нужно обратить внимание при выполнении действий. Для развития произвольного внимания большое значение имеет правильная организация деятельности ребенка. От того, насколько четко обозначены задача деятельности, ее цели и условия, выделены ли в этих условиях те элементы, которые являются значимыми для выполнения деятельности, будет зависеть и уровень внимания ребенка. Воспитание произвольного, преднамеренного внимания является важнейшей задачей дошкольной педагогики и важнейшим условием подготовки ребенка к школьному обучению. Послепроизвольное внимание
.
Возрастная динамика
. Последовательность основных этапов развития детского внимания:
1.Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентированного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2
. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3
. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4.Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5.Четыре с половиной—пять лет. Появление способности, направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7.Шесть–семь лет. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Еще по теме:
Ограничения, налагаемые сектой
на личность
Человек, примкнувший к секте, рвет все связи и приобретает качества, требуемые в группе: забвение своих интересов, утрату общепринятых базовых ценностей и близких людей. Взамен ему дано испытать гордое сознание собственной уникальности и ...
Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...
Механизм грамматического структурирования в речевой
деятельности ребенка дошкольного возраста
На основе исследований, обозначенных выше, можно следующим образом представить функционирование грамматического компонента языковой способности в речевой деятельности. Речевая деятельность — это речь, направленная на достижение определенн ...