Психологический смысл понятия «конфликт»
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это достаточно признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, конфликты, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов, социологов и др. Существует разные теории понимания конфликта. Для нашей действительности характерен поворот к позитивному отношению к конфликту, он рассматривается как механизм развития человеческой деятельности и, соответственно, личности [17], по образному выражению Г.П. Щедровицкого «два ругающихся человека – это единица жизни!»[27].
Иными словами в обществе во взаимоотношениях людей всегда есть предпосылки конфликта. Это, например, объективно существующая ограниченность ресурсов и связанное с ней противостояние человеческих интересов, несхожесть мнений, представлений идей в отношении одной и той же какой-либо реальности. Все это требует согласования.
В силу перечисленных причин конфликт из нашей жизни неустраним. И, рассматривая конфликт в теории конструктивного развития, мы живем в состоянии конфликта, а значит в процессе постоянного развития, требующего непременной конструктивной позиции. Иными словами, обнаружение противоречия, которое не может быть представлено в адекватном ему конфликте, фактически требует конструирования соответствующего конфликта. По сути дела конфликт – это всего лишь форма, в которой мы можем явит себе противоречие, для того, чтобы попробовать его разрешить и эта форма должна быть специально организована для удерживания противоречия в разрешаемом виде. Такая организация обеспечивает поиск и апробацию адекватных для данного противоречия средств его разрешения.
Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации [29].
При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане.
Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощение во взаимодействии противостоящих ценностей, установок, мотивов. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий буквальное или мыслимое противоречие себя и являет [29].
Таким образом, “предназначение и позитивная функция конфликта в том и состоит, чтобы через него представляется возможность разрешать противоречия нашей жизни”.
Б.И.Хасан и П.А.Сергоманов выделили три существующих аспекта функционального описания конфликта [28]:
1. Это его функционирование как целостного явления в определенном контексте. В этом описании его можно рассматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества и т.д.; или деструктивный, выполняющий функцию разрушительную, вредную, приводящий к появлению невротической симптоматики, к ухудшению межличностных отношений, дестабилизации общественных отношений и др.
2. Это внутреннее функциональное описание, или иными словами – какие функции имманентны самому конфликту. С этой стороны мы имеем в виду переорганизацию деятельности для отыскания имеющегося или создания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений. Это функция преобразования-оформления ситуации трудности в задачу.
3. Это обобщенная функция удержания противоречия в определенной процессуальной форме, позволяющей осуществлять операции разрешения.
В структуру конфликта входят не только столкнувшиеся и изменяющиеся в столкновении действия, но и лежащие за ними противоречивые основания этих действий. Если во время взаимодействия хотя бы одна из сторон интерпретирует его через аспект столкновения, то можно говорить о наличии конфликтной ситуации. Конфликт начинается, когда интенсивность этого столкновения достигает некой границы, и это взаимодействие становится "видимым" и требует на себе специального сосредоточения. Таким образом, конфликтная ситуация может возникнуть для любой из сторон раньше реального столкновения и продолжаться после его фактического завершения.
Конфликтные ситуации могут возникать (создаваться) как для достижения определенных целей, так и без цели (хоть и намеренно); как объективно (в зависимости от обстоятельств, а не от воли оппонентов), так и субъективно (порожденные субъектом конфликта, оппонентом).
Еще по теме:
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовке терминов "психика" и "высшие млекопитающие".
В "Словаре по профориентации и психологической поддержке" читаем: психика - свойство живых, высоко ...
Приемы
изменения психики "обращенного"
Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее за ...
Психофизиологические
особенности детей подросткового возраста
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологич ...