Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте
Большинство авторов обращает внимание на то, что условия психического развития по-разному влияют на становление детской психики. Так, например, В.С. Мухина подчёркивает, что биологические предпосылки – строение организма, его функции, его созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появятся у ребенка. Последнее зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых он усваивает общественный опыт, то есть от социального окружения. [28]
Случаи с детьми, воспитанными животными и содержащимися в изоляции, убедительно свидетельствуют о том, что физическое и психическое развитие человека протекает неодинаково. Эти редкие факты дают исходную позицию для понимания скачка от животного к человеку. Хотя мозг человека анатомически несравненно выше развит и сложнее функционирует, чем мозг любого, из животных, но в нем только таится возможность человеческого мышления и сознания.
Атмосфера отношений, влияний и взаимодействия в процессе общения, как указывает Б.Д. Парыгин, является мощным фактором формирования личности и групповых отношений. А в условиях изоляции у него нет возможности интериоризировать общественные отношения и превратить их в высшие психические функции. [19]
Л.И. Анциферова выражает точку зрения большинства авторов, исследующих проблему формирования и развития личности, говоря о том, что развитие личности – это, прежде всего, её социальное развитие, которое ведёт за собой развитие психическое. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность. [5]
Важность общественных условий формирования личности практически невозможно преувеличить. Как отечественные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов и др.), так и зарубежные авторы (Р. Шпиц, Э. Эриксон, К. Хорни, Г. Крейг и др.) подчёркивают их огромную значимость.
Б.Г. Ананьев указывает на то, что с момента рождения личность человека формируется в определенной общественной среде. Особенности этого процесса зависят от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т.д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни семьи, то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. [3]
Развитие личности рассматривается как формирование важного субъективного опыта, участвующего в образовании личностных конфликтов и играющего большую роль в жизни взрослого человека [34]
Смежным с понятием «развитие личности» является понятие «социализации», которое представляет собой процесс и результат включения ребёнка в общество, где он осваивает и активно воспроизводит в своей деятельности знания и умения, накопленные обществом.
О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев отмечают, что процесс социализации повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. [19]
Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского социализация и развитие личности происходят в процессе интериоризации культурно-исторического опыта как важнейшего источника развития. [14] Отсутствие заботы или девиантная забота значимого взрослого снижают способность ребенка к интериоризации, то есть тормозят развитие его личности. Автор указывает на то, что отличительная черта психического развития заключается в том, что в конце его у человека должно реально сформироваться то, что с самого начала существует уже в виде некоторой идеальной формы в окружающей человека среде, в первую очередь социальной, – и к воплощению чего направлено все развитие человека. Так происходит при овладении речью, мышлением, логическими формами памяти, различными способами саморегуляции и т.д. Не составляет исключения из этого общего правила и нравственное формирование. Л.И. Божович подчёркивает, что оно предполагает усвоение общественных норм и нравственных принципов, представленных не только в виде голых, словесно предъявляемых требований, но и в бытующих в данной среде традициях, в поведении окружающих людей, в их качествах личности, в персонажах художественных произведений и т.д. [8]
Еще по теме:
Ошибки атрибуции
Искажение при атрибуциях – это неправильное отражение и истолкование психологической реальности – подлинных мотивов и черт объекта, их замена иными, придуманными и несвойственными данной личности чертами и мотивами [10].
«Основная ошибк ...
Палитра эмоций в юношеском возрасте
Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре.
«Юношеская горячность», «юн ...
Возрастная динамика онтогенеза грамматики
Формирование различных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) у ребенка дошкольного возраста протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. ...