Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте

Страница 1

Внимание

– это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте или, Внимание

– это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе

значимых, соответствующим потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и игнорировании

(торможении, устранении) других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания

(сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль

протекания деятельности. Физиологические механизмы внимания

. 1. Ориентировочный рефлекс

– врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. 2. Перифирические

механизмы– настройка органов чувств (прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука). 3. Центральные механизмы

внимания – связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. 4. Закон индукции нервных проце

ссов (используемый И.П. Павловым) – возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция

) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукц

ия). 5. Принцип

доминанты– временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Виды внимания

. 1. Непроизвольное

внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу, каких – то особенностей. Наиболее простое, пассивное, вынужденное т. к. оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. 2. Произвольное внимание

– это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. 3. Послепроизвольное внимание

– вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Оно является самым эффективным и длительным. Свойства внимания

. 1. Устойчивость

– способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на коком – либо объекте, предмете деятельности не отвлекаясь и не ослабляя внимание. 2. Концентрация

– есть степень сосредоточения сознания на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрирование внимание. 3. Распределение внимания

– это умение выполнять одновременно несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. 4. Переключение

– сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. 5. Объем вниманияопределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Младенческий возраст

. Внимание выражается в безусловно ориентировочных реакциях по отношению к воздействующему раздражителю. Эти реакции появляются на 1-ом месяце жизни и носят название реакции сосредоточения, выражаются в наилучшей установке воспринимаемого органа на объект, в повышении его чувствительности, что обеспечивает наилучшие условия восприятия. По мере развития взаимодействия между ребенком и окружающей средой появляются более сложные формы внимания, - ориентировочно – исследовательские реакции. Ребенок вслед за установкой рецептора начинает рассматривать, ощупывать объект. В 2-3 месяца, в результате общения со взрослым, можно овладеть вниманием ребенка, организовать ознакомление с окружающей обстановкой, вызывая сенсорную реакцию на тот или иной объект. Для привлечения внимания ребенка взрослый в ходе общения начинает использовать слово и жест, впоследствии ребенок сам начинает использовать указательный жест, а по мере овладения речью – и слово.

Ранний возраст

. Внимание ребенка непроизвольное, непреднамеренное. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста еще плохо переключает свое внимание, легко отвлекается, еще не может выделить из окружающей обстановки те или иные элементы, руководствуясь поставленной целью, отвечающей задаче действия. Может сосредоточенно и относительно долго рассматривать какой – либо предмет, ощупывать его, действовать с ним. Ребенок 2,5–3х лет, в какой – то мере может быть внимательным не только к чувственно воспринимаемым объектам, но и к словесному описанию, дающему яркие и отчетливые образы. Может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять себе то, что в них говориться. Дошкольный возраст. Произвольное

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Как обнаружить тайные мотивы у людей, чтобы суметь осуществить адекватное правовое оценивание и оценку
Джеймс К. Ван Флийт сформулировал тезис: «каждый человек из тех, кого знаю, испытывает врожденное желание власти. Целью каждого является контроль над окружающими» [18]. Здесь речь идет о психическом властвовании отдельного человека над др ...

Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой рабо ...

Положение в обществе и богатство жестикуляции
Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение ч ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru