Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности
Деятельность дирижёра – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей, здесь, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений [6, С.325]. «Проваливались», как дирижёры такие выдающиеся музыканты, как П. И. Чайковский, Н. А.Римский – Корсаков, С. И. Танеев, К. Н. Лядов, А. К. Глазунов, Р. Шуман, Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский, А. Хачатурян, Д. Д. Шостакович. Хорошие межличностные отношения с коллективом, помогают музыкантам и дирижёру быть в хорошем контакте и увлечённо служить своему искусству.
Дирижёрская деятельность представляет собой объединение рационального и эмоционального подхода, она многофункциональна и представляет собой целый комплекс деятельностей, в который входит: интерпретационная (аналитическая), исполнительская (эвристическая), управляющая (реализующая), репетиционная (педагогическая) и организующая. Перед дирижёром постоянно возникает практическая необходимость в осуществлении не только художественных, но и ряда внемузыкальных задач и функций, присущих всем видам человеческой деятельности. В первую очередь это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий.
Идентификация – особый психический процесс, который близок к использоваемому в театральном искусстве понятию «перевоплощение». Дирижёр идентифицируется в своих внутренних действиях в данную образную сферу, но отождествляя себя с определёнными образами, он должен в первую очередь являться руководителем исполнения. Поэтому, именно совокупная целостность образно-эмоциональных и регулирующих действий, их двуединство и позволяет передать не только внешнюю форму, структуру произведения, но и содержание музыки [3]. Для успешной деятельности дирижёра исключительно важно, чтобы в дирижёре совмещались функции официального руководителя и социально – психологические качества лидера.
Б.Д. Парыгин [1, С. 121] предлагает типологию лидеров по следующим особенностям:
а) по содержанию;
б) по стилю;
в) по характеру их деятельности.
По содержанию деятельности он разделяет лидеров на три типа:
ü лидер-вдохновитель, разрабатывающий программу деятельности (в театре это художественный руководитель);
ü лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной или намеченной программы (главный дирижёр);
ü лидер, являющийся одновременно вдохновителем и организатором (совмещение в одном лице обеих функций).
По стилю руководства:
ü авторитарный,
ü демократический,
ü совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
По характеру деятельности:
ü универсальный, т. е. лидер, проявляющий свои качества постоянно;
ü ситуативный, проявляющий их лишь в определённой, специализированной ситуации.
Воспитание сплочённого музыкального коллектива – это задача, которая встаёт перед многими дирижёрами хоров и оркестров; решение этой задачи помимо музыкальных проблем включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом.
Психологические особенности руководителя и их отражение в деятельности рассматривались многими психологами.
Так Курт Левин [1, С.124] делит руководителей на три типа:
1) авторитарный тип – указания даются в категорической форме и не подлежат обсуждению;
2) безразличный тип – руководитель почти не вмешивается
в дела, отчего создаётся анархическая обстановка;
3) демократический тип – руководитель советуется
с подчинёнными, считается с их мнением.
А. А. Бодалев [1] по особенностям стиля руководства разделил воспитателей условно, примерно на такие же типы:
1) автократический;
2) либеральный;
3) демократический.
Но самое важное в исследовании Бодалева заключается в том, что стиль руководства является лишь одним из проявлений психического склада воспитателя. На самом деле он отражается и в восприятии других людей, их оценке и особенностях общения, что проявляется и в деятельности дирижёра. Так, дирижёры автократического типа переоценивают свою роль в подготовке программы. Оценка профессиональных качеств оркестра как коллектива у них всегда занижена, к отдельным оркестрантам они относятся свысока, характер замечаний у них директивный. Недостаточная самокритичность приводит к тому, что неполадки в ансамбле и строе они относят за счёт оркестра. Как правило, дирижёры этого типа не отличаются гибкостью в аккомпанементе. Часто они являются главными дирижёрами, однако, несмотря на идеальную дисциплину и высокий уровень квалификации руководимых ими коллективов, творческая отдача оркестрантов чаще ниже их возможностей, а исполнение отличается определённой скованностью и академическим холодком.
Еще по теме:
Практическое применение вокалотерапии
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдь ст ...
Теоретические модели ПТСР
В результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную ...
Вывод
Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности.
Пожалуй, самый известный из его примеров – пример «развития» статуи, которой ...