Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности
Профессиональные качества дирижёра складываются из природной одарённости и специального обучения.
Прежде всего, это ярко выраженная музыкальность, отлично развитый слух, хорошо развитый гармонический и полифонический слух; волевое, гибкое и устойчивое чувство ритма; богатая и безотказная музыкальная память, отличные психомоторные (мануальные) способности, помимо этого дирижёр должен обладать быстротой реакции, яркой и глубокой эмоциональностью, выдержкой, хорошо развитым сосредоточенным и распределённым вниманием и той дозой обаяния, непосредственности и дружелюбия в общении, которая на сцене превращается в артистизм.
Профессиональная подготовка дирижёра и его ежедневная работа осложняются тем, что в отличие от любого исполнителя, который чаще всего располагает своим инструментом в любое время, он такой возможности не имеет.
Для того чтобы держать весь коллектив оркестра и каждого музыканта в состоянии творческой мобилизованности, дирижёр должен обладать большой уверенностью в себе, выдержкой, подвижной психикой. Предвосхищая звучание каждого инструмента в оркестре или голоса в хоре, в соответствии с задуманной интерпретацией, дирижёр должен вовремя сдержать торопящегося солиста или, что чаще, – подготовить к вступлению равнодушного, сохраняя такт и не умаляя достоинство музыканта. Дирижёр всегда должен быть в форме, в творческом состоянии и в мобилизационной готовности, он не имеет права дать повод к неуверенности за исход выступления. Его волнение артисты оркестра должны воспринимать как подъём, вдохновение. Необходимы огромная выдержка, самодисциплина и актёрские качества.
Еще по теме:
Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга
ВНД человека протекает на двух уровнях – подсознания и сознания.
На уровне подсознания протекают следующие виды деятельности мозга. 1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение е ...
Теория конвергенции двух факторов
В начале XXв. было накоплено уже достаточно фактов о влиянии наследственности на развитие ребенка. С другой стороны, был получен большой массив данных, свидетельствующих о том, что и средовые условия тоже оказывают соответствующие воздейс ...
Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства.
В начале ХХ века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возника ...