Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости
– Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности или в продолжающейся профессиональной деятельности;
– Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными [8 с. 134]. В последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.
2. Ведущая деятельность:
– Досуговое увлечение. Нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их регидности: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях. Главная проблема такого поиска – несоразмерность всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей настоящей работой.
– Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно, если такая деятельность представляется старикам общественно значимой. Например, в наше время многие старики в условиях провалившихся социально-экономических преобразований нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разному относится к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более, что в своих помыслах они ориентированы на достаточно благородные и светлые идеалы (духовное развитие страны, идеалы социальной справедливости и т.п.). Возникла ситуация, когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста.
– Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения. Не всем это удается в полной мере и тогда старики руководствуются несколько иным принципом: я раньше много делал полезного, поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги. Для большинства стариков подтверждение чувства собственного достоинства – это просто болезненный пункт, и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг. В этом контексте важнейшей заслугой психолога или специалиста-геронтолога становится подтверждение значимости как прошлых заслуг старого человека, так и его нынешних усилий в общественно-полезном труде;
– Для части стариков в этот период, когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин прощаться с жизнью ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о завещании и т.п. С одной стороны, такое поведение старика еще больше может усугубить его положение особенно в семьях с невысоким уровнем нравственной культуру, когда ожидание ухода лишнего рта, да еще занимающего отдельную комнату или квартиру становится смыслом существования некоторых семей. Но с другой стороны, ожидание смерти пронизывает многие народные обычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что у разных народов освящено многовековой культурой.
Например, Ф. Арьес показал в своей работе, что существует определенная связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью, а также взаимосвязь такого ожидания с общекультурной традицией. При этом Ф. Арьес выделяет следующие варианты отношения к смерти:
1) прирученная смерть, ориентированная на неизбежную загробную жизнь;
2) смерть своя ориентированная на индивидуальное начало, реализуемое, главным образом, через завещание;
3) смерть далекая и близкая, когда на первый план выходит то, что при других вариантах обычно скрывалось, а теперь завораживает, вызывая болезненное любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти, т.е. пышные похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.; по мнению Ф. Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страх смерти – страх быть похороненным заживо;
4) смерть твоя, когда страх умереть самому все больше сменяется страхом разлуки с другими, с теми, кого любим;
5) смерть перевернутая, когда общество начинает стыдиться смерти и от самой смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни, например, когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудом поправится и ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими, когда отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи [5 с. 495–508]. В итоге получается, что каждый старик тоже по-своему самоопределяется в выборе варианта подготовки к смерти, хотя в немалой степени все это зависит от общего уровня культуры его ближайшего окружения и друзей.
Еще по теме:
Теории возникновения леворукости
В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение леворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Все теории о причинах происхождения леворукости делятся на три группы:
а) генетические ...
Сущность процесса мотивации
Проблемой определения мотива человека как психического феномена плотно занимались как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Как правило, мотив рассматривают как компонент системы мотивации или мотивационной сферы человека. Мы же ...
Делинквентность как социально-психологический феномен
Как в психологической литературе, так и в бытовом понимании выражение «трудный подросток» подразумевает факт проявления отклоняющегося или асоциального поведения, социальной дезадаптации несовершеннолетних, которые являются результатом не ...