Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости
3. Личностные новообразования:
– Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально угасая на глазах. Причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом износе организма и не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей невостребованности, ненужности, а может еще больше – в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться с соответствующим переживанием такой своей неспсобности. Если обратиться к идее особой эстетики старости, то основой такой эстетики как раз и должно быть чувство собственного достоинства, востребованности опыта стариков для общества, а не просто квалифицированный уход за ними. https://genplace.ru бухгалтерские услуги челябинск стоимость.
– Вновь появившийся интерес к жизни: известно, что многим старикам очень интересно сравнивать свое время и новое время, в котором они не столь активно участвуют. Как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, несмотря на все издержки нынешних реформ в России, для многих стариков жить стало намного интереснее, о чем они неоднократно заявляют. Этим объясняется некоторая терпимость стариков к явному невниманию к себе со стороны государства. Почти свернутые социальные программы были фактически компенсированы пестротой политической жизни, вдруг появившимися мыльными операми (где старики идентифицировали себя с удачливыми, почти сказочными героями) и т.п. Недаром в моменты обострения социально-политического противостояния и критики предвзятости средств массовой информации – СМИ, например, в периоды знаменитых походов на Останкино, власть (через подконтрольные ей СМИ) грозилась перестать показывать телесериалы, чтобы рассерженные бабушки вразумили непутевых революционеров.
4. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости:
1. Социальная ситуация:
– В основном общение только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате, если старец находится на стационарном лечении;
– Также это соседи по палате в домах престарелых в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход. Во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, в такой благополучной стране как Франция 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% – в первый месяц, 45% – в первые полгода. Государственные дома для престарелых отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются [3 с. 340].
2. Ведущая деятельность:
– Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;
– Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы цепляется за все лучшее, что было и чего не было в его жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными или с врачами. Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь – это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни, далеко не каждому суждено написать мемуары. И у многих из тех, кто напишет такие мемуары все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: Я жил не зря. А может, и покаяться в чем-то недостойном. Раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.
3. Личностные новообразования:
– Человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы открывают для себя Бога.
5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше) может характеризоваться:
Еще по теме:
Понятия творчества, креативности и творческих способностей
Творчество — сложный и запутанный предмет. Границы его размыты и простираются от изобретения нового колпачка для зубной пасты до Пятой симфонии Бетховена [3]. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разум ...
Особенности учебной деятельности социально и педагогически
запущенных детей
Социально и педагогически запущенные школьники характеризуются следующими особенностями учебной деятельности.
1. Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с небалансированным развитием индивидуально-психич ...
Адаптация инвалидов
В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптив ...