Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности
Сценарий - это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Теория сценариев утверждает, что принимая о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе планировать жизнь, в качестве образца используя сказку или другую историю. Например, 40-летняя женщина, до сих пор не вышедшая замуж и не сделавшая карьеру, говорит, что “ждет, когда что-нибудь произойдет”. В детстве ее любимой сказкой была “Спящая Красавица”. Другая женщина проводит всю жизнь в тяжелом труде, пытаясь этим угодить своим неблагодарным детям и мужу. Она вспоминает, что ее любимой сказкой была “Золушка”. Многие молодые люди, отбывающие наказание в колонии для подростков штата Калифорния, в качестве модели жизни используют фильмы типа “Человек-ружье”. По ходу жизни человек может принимать дополнительные решения и усложнять базовую историю. [71]
Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении дня или в течение нескольких секунд. Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту. Сценарии тесно связаны с жизненными позициями, в частности сценарий с Санта Клаусом имеет отношение к позиции «Я не Ок; вы Ок».[18]
Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, трансакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в трансакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии. В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.[48]
Воплощая своё детское решение в жизнь, человек не осознаёт, того, что у него есть выбор в поступках и реакциях (мыслительных, эмоциональных, психофизических). Не осознавая наличие выбора, человек не видит своей ответственности за свои реакции, решения и поступки. Как правило, люди воспринимают свои мысли, чувства и поведение как вынужденные, спровоцированные другими людьми и ситуацией. На самом деле, не другие люди “делают человека злым”, он сам выбирает злость в ответ на действия другого - это его собственный гнев. Этот гнев - последствие его детского (сценарного) решения о том, что другие люди – не- ОК. И пока человек остаётся со своим сценарным решением, он будет злиться.[14] Эта идея - о том, что мы сами отвечаем за свои чувства, мысли и действия - стержень анализа сценария жизни
. Она идет вразрез со всей нашей литературой, песнями и системой воспитания. «Ты меня заставил полюбить тебя», - поется в песне. «Ситуация в мире заставляет нас беспокоиться», - утверждает телекомментатор. «Твое поведение так меня волнует, что я не в состоянии заснуть ночью», - говорит мать дочери. Психотерапевт, который спрашивает: “Что заставляет вас чувствовать подобным образом?”, также поддерживает представление пациента о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, не способной контролировать даже свои эмоции.[18,71]
Еще по теме:
Организация и методическое обеспечение
Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это опреде ...
Теоретические аспекты исследования отношений психических
состояний и когнитивных процессов
Впервые в рамках общей психологии проблема взаимоотношений психических процессов и состояний сформулирована Н. Д. Левитовым в монографии "О психических состояниях человека". Изучение состояний, по мнению автора, способствует луч ...
Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива
Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижёра на сознание музыкантов, которые как заворо ...