Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива
Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижёра на сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания дирижёрского жеста. Большое значение многие дирижёры отдают зрительному контакту. «Глаза всесильны,- утверждал Ю. Орманди. – Внушающие, просящие, убеждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем оркестра и музыкантами, – то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоцию дирижёра» [8]. ткань белла tkani-outlet.ru/bella-39.
Попытки обучать дирижированию слепых музыкантов не увенчались успехом. Отсутствие живой мимики и контакта глаз отрицательно сказалось на результате.
Очень важной проблемой является умение делать своим музыкантам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них воспринимают подобные замечания болезненно, так как несколько замечаний дирижёра одному и тому же музыканту о том, как лучше сыграть ту или иную фразу, может быть воспринято им как урон его профессиональному престижу. Большую помощь дирижёру могут оказать здесь рекомендации из книги Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». В разделе, посвящённом тому, как воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого надо:
· начинать с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
· указывать на ошибки не прямо, а косвенно;
· сначала поговорить о собственных ошибках, а потом уже критиковать своего собеседника;
· задавать собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;
· выражать людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех;
· Создавать людям хорошую репутацию, которую они будут пытаться сохранять.
Способность дирижёра к общению является одной из составных граней его таланта.
С точки зрения транзактной теории для сохранения хороших отношений с музыкантами дирижёр должен уметь быть попеременно в трёх позициях – Родителя, Взрослого и Ребёнка. Находясь в позиции Родителя и обладая всеми полномочиями власти, дирижёр может приказать выполнять или не выполнять какие-то действия, например, наложить штраф за опоздание на репетиции или дать выговор за нарушения условий контракта. Находясь в позиции Взрослого, он обсуждает проблемы трактовки музыкального произведения или дела из текущей жизни оркестра. Находясь в позиции Ребёнка, он может пошутить со своими музыкантами и сыграть с ними в преферанс или футбол.
Умение встать на правильно выбранную позицию в зависимости от сложившейся ситуации способствует формированию и поддерживанию группового единства коллектива.
Основным и наиболее развёрнутым полем деятельности и совместного общения дирижёра и хора является репетиция. Вот почему она всегда нужна оркестру и дирижёру. Оркестру нужно познакомиться и усвоить жесты дирижёра, знать его интерпретацию музыкального произведения, темпы. Дирижёру нужно знать исполнительские возможности солистов, отдельных групп и оркестра в целом, его гибкость и быстроту реакции на дирижёрский жест. Они должны в течение двух-трёх репетиций «сработаться». Хор для дирижёра – «живой инструмент», которым он не может располагать в самостоятельной подготовительной работе, поэтому, чем меньше у дирижёра опыта, тем дефицитнее для него репетиционное время. Вместе с тем установление числа репетиций, организация самой репетиции и её продуктивности – серьёзная проверка зрелости дирижёра, его психологических качеств.
Хорошее знание партитуры и отличное владение дирижёрской техникой повышают продуктивность репетиций, однако, это не единственное условие для установления взаимопонимания между дирижёром и хором. Здесь значительную, а иногда и определяющую роль играют психологические условия общения.
Дирижёрская деятельность вызывает у слушателей, а иногда и у профессиональных музыкантов самые противоречивые суждения. Из того факта, что одно и то же произведение у разных дирижёров, в одном и том же оркестре звучит совершенно по-разному, слушателями, а порой и музыкантами делается вывод, что дирижёрское искусство – это нечто мистическое, необъяснимое, своего рода эпифеномен. Такое впечатление ещё больше усиливается после встречи с выдающимся дирижёром, который добивается исключительных творческих результатов. Но более трезвые музыканты не видят в этом ничего мистического. Они справедливо отмечают в таких случаях выдающиеся музыкальные и творческие достоинства дирижёра, его умение рационально проводить репетиции, большое творческое воображение и высокую культуру, которые помогают ему увлечь оркестрантов своей трактовкой, своим пониманием даже заигранных произведений. дирижерский деятельность коллектив конформный
Еще по теме:
Проблема индивидуального стиля в психологии
Понятие «стиль» фигурирует в житейском сознании для отображения индивидуального своеобразия процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понят ...
Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности.
Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...
Основные направления изучения девиантного поведения
Проблема девиантного поведения – это проблема гармонии личности и общества, проблема согласованности процессов их развития и функционирования.
Сложность этих двух феноменов закономерно привела к появлению большого спектра теорий, объясня ...