Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности
В процессе работы мы использовали формулировку Э. Берна - «Жизненный сценарий – это план, основанный на принятом в детстве решении (бессознательном), подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе». Отталкиваясь от этого определения можно добавить ,что жизненный сценарий личности – это еще и бессознательная
готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезекогнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами. Таким образом, жизненный сценарий может оказывать воздействие не только на жизненную позицию человека, но также и на способность выражать те или иные эмоции в процессе общения, проявлять или сдерживать их, позволять себе переживать ситуации в полной мере или держать все под контролем.[4]
В нашей работе мы представили обзор основных авторов сценарного анализа : Эрик Берн, Мэри и Роберт Гулдинги , Клод Штайнер, Стэн Вуллэмс, Таиби Кейлер, Франклин Эрнст. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА. Эрик Берн дал полное определение жизненного сценария, который используется психологами в настоящее время: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя (банальный). Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели. Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.
В дипломе мы изучили четыре вида жизненных позиций: Я-ОК, Ты-ОК; Я-неОК, Ты-ОК; Я-ОК, Ты-неОК; Я-неОК, Ты-неОК. Берн писал: «Любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырёх позиций». Жизненная позиция – это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.
В работе представлен обзор различных видов сценарных посланий. Роберт и Мэри Гулдинг обнаружили, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Человек может воспринять от своих родителей одно или несколько их этих двенадцати приказаний.
Эрик Берн ввел типологию сценарного процесса. Он разработал шесть типов осуществления сценария. Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени, Таиби Кейлер описал пять драйверов и установил связь драйверов с сценарным процессом.
Мы представили в своей работе студенчество – как особенный возрастной период в жизни человека. Этот период проявляется активным построением смысловых и целеполагающих конструкций, нередко определяющих дальнейший ход жизни.
Период учебы в вузе у молодых людей нередко совпадает с возрастным кризисом перехода от юности к зрелости, при котором достигают пика развития эмоциональные, интеллектуальные, конативные (поведенческие) процессы при одновременном максимальном раскрытии духовно-нравственных основ личности.
В процессе работы мы заметили, что жизненный сценарий и эмоциональная сфера личности взаимосвязаны. Под воздействием жизненного сценария человек может проявлять эмоции определенным образом, в соответствии с бессознательным ориентиром. Таким образом жизненный сценарий личности это еще и бессознательнаяготовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезекогнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами .
Еще по теме:
Компьютерные технологии в современном обществе
Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Применение компьютерных технологий облегчает ...
Студенчество как период кризиса эмоциональной сферы личности
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение ...
Понятие когнитивного диссонанса
С понятием атрибуции тесно связано понятие когнитивного диссонанса.
По классическому определению Л. Фестингера [14], когнитивный диссонанс – это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) - мыслями, опытом, информаци ...