Теоретические аспекты исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
Впервые в рамках общей психологии проблема взаимоотношений психических процессов и состояний сформулирована Н. Д. Левитовым в монографии "О психических состояниях человека". Изучение состояний, по мнению автора, способствует лучшему пониманию динамики и результатов психических процессов, открывает новые возможности для объяснения психологических свойств личности [82]. Необходимость этих исследований вызвана тем, что в схожих ситуациях люди демонстрируют различия в протекании психических процессов, в то же время, одна и та же ситуация может вызывать у человека разнообразные реакции и формы поведения. Введение категории психических состояний в данном случае позволяет решить проблему "функциональной разорванности" психических процессов и свойств [83].
На современном этапе развития психологической науки проблема взаимоотношения психических состояний и когнитивных процессов исследуется в рамках различных теоретических концепций. С позиции деятельностного подхода состояния и процессы относят к одному уровню, который является ведущим для организации деятельности [88, 91]. При этом когнитивные процессы выполняют ориентировочную функцию, обеспечивая адекватное отражение и понимание ситуации. Состояния выполняют функции оценки и регулирования отражения в соответствии с потребностями субъекта. Динамику отношений между психическими процессами и состояниями определяет "вектор мотив-цель деятельности" [91]. Перспективы деятельностного подхода и его модификаций для изучения проблемы психических состояний изложены в следующих работах [32, 52, 85].
Кроме того, взаимодействие состояний и процессов может изучаться на уровне сознания [127], в качестве функциональных средств саморегуляции активности субъекта [1, 99], в контексте изучения психологического стресса [191], эмоционального интеллекта [196], самоорганизации эмоций и когнитивных оценок [192, 193], влияния "позитивных" состояний на эффективность умственной деятельности [185, 186, 188, 189, 190].
В то же время, специальные исследования, посвященные проблеме отношений состояний и когнитивных процессов, в настоящее время практически не ведутся. За последнее время по данной теме выполнена лишь одна диссертационная работа [161]. В связи с отсутствием достаточного объема литературы в психологии состояний, в некоторых случаях будет привлекаться теоретический и эмпирический материал из психологии эмоций.
При этом эмоции будут рассматриваться как эмоциональные состояния в "узком смысле", в качестве "реакции на ситуацию". Согласно Н. Д. Левитову, именно такое понимание позволяет отнести эмоции к сфере состояний [82, с. 125-126]. Подобные определения эмоций аналогичны определениям психофизиологических состояний, например, в формулировке Е. П. Ильина: "Состояние человека — это целостная системная реакция (на уровне организма и часто - личности) на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания" [68, с. 18]. Неудивительно, что автор рассматривает эмоции как состояния, поскольку их характеристики, состав и функции во многом аналогичны психическим состояниям.
Кроме того, представления об эмоциях как состояниях индивида соответствуют сути функциональных состояний, которые также имеют биологическую целесообразность возникновения и приспособительный характер реакций. В то же время, это реакции не только организма, но и личности, поскольку в реагирование включаются и психологические подсистемы регулирования. Тем самым они отличаются от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования^[там же, с.25].
По мнению В. А. Ганзена, все эмоции необходимо понимать как эмоциональные состояния различной продолжительности и силы, кроме того, во множество психических состояний следует включать и чувства [40, с. 127].
Э. И. Киршбаум, А. И. Еремееева считают, что во временном плане эмоции как процесс и эмоции как состояние проявляются одновременно. Изучение эмоций с точки зрения состояния предполагает изучение их мобилизующей функции и характеристик интенсивности [77, с.58].
Еще по теме:
Типы девиаций
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено с ...
Психолого-педагогические средства формирования
защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...
Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной
Мухина В.С. пишет, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности - «игра вызывает качественные изменения в психике ребенка», сам процесс игры «…носит знаковый (символический) характер» [3, с. 115]. Она утверждает – ...