Способы концентрации внимания учеников
Задайте интересный вопрос, требующий размышлений, покажите картинку, расскажите небольшую историю или прочтите стихотворение, связанное с темой, чтобы завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке.
Попробуйте поиграть, немного подурачиться, позвольте себе немного театра (реквизит, рассказы), чтобы добиться внимания и вызвать интерес. Смотрите описание реклама в лифтах Волгоград тут.
Рассказывайте истории. Учащиеся всех возрастов любят их слушать — особенно личные истории, и это очень эффективный способ привлечь внимание.
Загадка. Принесите предмет, относящийся к теме урока, в коробке, сумке, наволочке. Отличный способ заставить учеников делать прогнозы — и может привести к прекрасному обсуждению или письменному заданию.
Подавайте ученикам звуковые сигналы: звоните в колокольчик, пользуйтесь таймером, сыграйте музыкальный фрагмент на пианино, гитаре и т.п.
Меняйте тон голоса: громкий, мягкий, шепот. Попробуйте громко скомандовать: «Слушаем! Замерли! Приготовились!» — затем сделать паузу в несколько секунд, и уже потом продолжать нормальным голосом давать указания.
Подавайте ученикам визуальные сигналы: моргайте фонариком, поднимайте руку, чтобы показать им, что надо поднять руки и перестать говорить пока все не замолчат.
Обведите чертой от руки тот визуальный материал, на котором вы хотите сосредоточить внимание своих учеников, или нарисуйте вокруг него цветную рамку.
Если вы пользуетесь проектором, поместите на экран некий объект (например, маленькую игрушку или пластмассовую фигурку), чтобы привлечь внимание. Ясно командуйте: «Всем приготовиться».
ЦВЕТ очень эффективен для того, чтобы привлечь внимание . Пользуйтесь цветными фломастерами, которые стираются насухо, и белой доской, цветными фломастерами для прозрачной пленки, если пользуетесь проектором (или цветным мелом — прим. переводчика), цветной бумагой для выделения слов, фраз, стадий решения задачи, орфографических правил и т.п.
Сами задайте тон, создайте настроение увлеченности и энтузиазма, заинтересованности в предстоящем уроке.
Контакт глаз. Ученики должны смотреть на вас, когда вы говорите, в особенности когда даете указания, что делать. Если ученики сидят группами, пусть те, кто сидит не прямо лицом к вам, повернут стулья и повернутся сами по вашему сигналу.
Как сконцентрировать внимание учеников
Пользуйтесь стратегиями, задействующими разные органы чувств, когда даете указания или излагаете материал урока.
Оставайтесь в поле зрения учеников.
Направляйте голос так, чтобы все ученики вас хорошо слышали. Имейте в виду, что в классе могут быть конкурирующие звуки (шумные обогреватели или кондиционеры).
Созовите учеников к себе, чтобы дать им непосредственные указания (например, их можно посадить на ковер у доски). Рассадите учеников так, чтобы всем было видно доску (экран). Всегда позволяйте ученикам пересаживаться так, чтобы им было все видно, и дать вам понять, если им не видно.
Объясните цель урока и отношение материала урока к жизни учеников, чтобы заинтересовать их. При малейшей возможности включайте в свои объяснения наглядные демонстрации и практическую деятельность. Пользуйтесь фонариком или лазерной указкой. Выключите свет и добейтесь сосредоточенности учеников, подсвечивая объекты или высвечивая фонариком людей.
Пользуйтесь учебными пособиями, которые содержат частичное изложение урока. Когда вы объясняете материал или читаете лекцию, ученики должны заполнить пустые места на основании того, что вы говорите и/или пишете на доске или экране проектора.
Пользуйтесь наглядными пособиями. Пишите ключевые слова или рисуйте на доске или экране, когда объясняете материал. Показывайте вызывающие интерес материалы, картинки, диаграммы, предметы, жестикулируйте.
Иллюстрируйте, иллюстрируйте, иллюстрируйте. Если вы не слишком хорошо рисуете — это не важно для иллюстрации вашего объяснения. Позвольте себе и своим ученикам рисовать даже если вы не умеете и у вас нет таланта, и поощряйте рисование. Рисунок не обязан быть красивым, сложным или точным. На самом деле, часто чем он глупее — тем лучше. Порадуйтесь ему. Эти дурацкие картинки привлекают и удерживают внимание учеников и помогают им понять и запомнить материал (последовательность событий, ключевые моменты, абстрактную информацию и т.п.).
Еще по теме:
Проблема выбора в условиях кризиса
Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мир ...
Влияние психологических особенностей личности на адаптацию
Различают четыре типа деятельности по преодолению критических ситуаций. Так, в гедонистическом типе игнорируется совершившийся факт. Человек внутренне искажает и отрицает его; он говорит: «Ничего страшного не случилось». Далее человек фор ...
Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу
По нашему мнению, на базе определенных нами различий в поведении людей с разными доминирующими мотивами будет легче определить роль и область влияния мотивации достижения на развитие личности. Именно поэтому в начале исследования перед на ...