Особенности проявления в обучении левшества
С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.
В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и т. д.
Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во II-й половине ХХ столетия. В 1970-е – 2000-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации (в том числе и монографического плана) по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).
Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Это объяснялось, тем, что отсутствовали методики обучения письму левой руки.
В 1980-е годы стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к так называемому дистрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924 году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.
В лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО, разработана методика обучения письму леворуких детей, под руководством М.М. Безруких.
Актуальность. Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным. Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.
- Определение леворукости, ее признаки и виды
- Теории возникновения леворукости
- Функциональная ассиметрия левого и правого полушария
- Психологические особенности леворукого ребенка
- Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения
- Исследование леворукости
- Заключение
Еще по теме:
Понятие нарушений речевого развития
В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории детей — детях с речевыми нарушениям ...
Особенности учебной деятельности социально и педагогически
запущенных детей
Социально и педагогически запущенные школьники характеризуются следующими особенностями учебной деятельности.
1. Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с небалансированным развитием индивидуально-психич ...
«Голос моря»
В 1934
году в Карском море на гидрографическом корабле "Таймыр" работала советская научная экспедиция. Ее участник, В.А. Березкин, наполнив водородом оболочку шара-зонда, перед тем как выпустить его в воздух, случайно приблизил ...