Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения
В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда. Зеркальные формы деятельности давно привлекали внимание ученых. Так названы эти формы деятельности потому, что выполняющий сейчас письмо или движения, чтение и восприятие левша может выглядеть как зеркальное отражение правши, выполняющего ту же деятельность.
Давно обращено внимание на то, что у леворуких встречается зеркальное письмо. У большинства детей в возрасте от 3до 7 лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и оно является необходимым этапом овладения письмом. Но все же в литературе больше описаний зеркального письма у леворуких. Зеркальное письмо реализуется справа налево. Переставляют местами правые и левые детали букв, редко- верхние и нижние.
Чтение текста возможно при его отражении в зеркале и обычном чтении слева направо. Пространственное положение букв перевернуто на 180*. Может быть полным или частичным, когда зеркально пишутся только некоторые буквы. Зеркальное письмо выявлено у 11% школьников, чаще у мальчиков, чем у девочек. У переученных детей левшей оно может обнаруживаться в состоянии утомления, сниженного внимания.
Зеркальности в момент письма многие левши не осознают.
Зеркальное чтение встречается реже, чем зеркальное письмо. Под названием «зеркальное» описываются различные варианты чтения. Наиболее частым является чтение зеркально написанного теста. Левша прочитает такой текст столь же быстро, как любой другой обычно написанный текст. Но такое чтение не всегда сопутствует зеркальному письму. Некоторые из левшей пишут зеркально, но прочитать написанное не могут.
По сравнению с зеркальным письмом в литературе несравненно меньше уделено внимания зеркальным движениям. Зеркальные движения, как и зеркальное письмо, часто не осознаются лицом, их совершающим. Не осознается противоположная их направленность в пространстве. Зеркальные движения проявляются чаще в сочетании с трудностью пространственных представлений, различения правого и левого, ориентировки и восприятия пространства вообще.
Зеркальное рисование часто проявляется у детей. W. Stern отмечал «выворачивание» при рисовании в детстве: «верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечает ее». Чаще зеркально рисуется субъектом предмет, отсутствующий непосредственно перед рисующим, но знакомый ему по прошлым восприятиям. У рисующего зеркально имеют место зеркальные ошибки и в восприятии, и в представлении [11; с.106].
К представленным феноменам можно добавить зеркальное представление, когда у левшей в момент мысленного представления отсутствующий непосредственно перед ним предмет зеркально отображен в сознании. Все эти феномены говорят о том, что деятельность (в момент письма, рисования, чтения, восприятия, представления, совершения какого-либо движения) у левши организуется в пространстве как бы, наоборот, по сравнению с теми же видами деятельности у правши [19; с.97].
Феномен обратной последовательности устной и письменной речи состоит в способности выговаривать звуки и писать буквы в слове в обратном порядке, т.е. так что первые звуки и буквы оказываются последними, а последние-первыми.
Еще по теме:
Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развит ...
Как сказать неправду, не раскрыв себя
Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас с головой. Вот почему сразу заметно, когда лгут люди, редко говорящие неправду, независимо от то ...
Мера устойчивости индивидуального стиля деятельности
Относительно устойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладать относительно устойчивыми свойствами индивидуальности. Как показывают исследования в области психологии развития, интегральная индивидуальность складывае ...