Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей
Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.
Профессиональный стресс - многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях. Практически ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением.
Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов коррекции синдрома эмоционального выгорания. В системе учитель-ученик, как мы знаем, происходит постоянный обмен знаниями, а также обмен эмоциями. Учитель постоянно вынужден реагировать эмоционально, давать обратную связь ученику. Постоянное эмоциональное участие в жизни своих учеников приводит к притуплению эмоциональных реакций, к эмоциональной сухости и равнодушию. Это отрицательно влияет на отношения в системе учитель-ученик и приводит к дегуманизации образовательного процесса.
Школьная практика показывает, что в работе учителя синдром эмоционального выгорания проявляется в:
- эмоциональной несдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,
- экономии положительных эмоций,
- потере личностно-ориентированного подхода в работе с учащимися,
- потере интереса к работе и личности ученика.
Проблемой исследования является психодиагностика и психокоррекция синдрома эмоционального выгорания учителей как важнейшего условия профессионального роста, психологического здоровья, а также продуктивного общения с учащимися.
Объектом исследования являются учителя общеобразовательной школы.
Предмет исследования – эмоциональное выгорание.
Гипотеза исследования. Эффективность тренинга эмоциональной саморегуляции зависит от фазы синдрома эмоционального выгорания также от стажа работы учителя. Кроме того, симптомы, составляющие отдельные фазы, будут иметь различные показатели разницы “до” и “после” тренинга эмоциональной саморегуляции.
- Понятие “синдром эмоциональное выгорание”. Симптомы эмоционального выгорания
- Личность учителя как инструмент педагогической деятельности
- Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя
- Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания
- Тренинг эмоциональной саморегуляции как средство снижения уровня эмоционального выгорания
- Заключение
Еще по теме:
Виды речевых нарушений
¶ Фонетическое недоразвитие.
¶ Фонетико – фонематическое недоразвитие
¶ Общее недоразвитие речи (у дошкольников).
¶ Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты:
Так ...
Отношения между супругами в молодой семье
Но вот создается семья, завершается первый и начинается второй год супружеской жизни. Если на первом году супружеской жизни молодых сопровождает угар эмоционально-телесных наслаждений, то на втором начинается некоторое успокоение и дальне ...
Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития
ребенка
Критика преформизма в отечественной психологии направлена против: 1) биологизации развития, т. е. отождествления закономерностей психического развития в онтогенезе животных и человека; 2) неучета роли среды в развитии, в том числе и для р ...