Личность учителя как инструмент педагогической деятельности

Материалы » Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей » Личность учителя как инструмент педагогической деятельности

Страница 1

Профессия учителя относится к числу так называемых помогающих профессий. Учитель строит особые отношения с учеником – помогающие. Вот что пишет о помогающих отношениях К.Роджерс: “Это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, формировании зрелости”. Особенность деятельности учителя заключается в том, что он влияет на физически, интеллектуальные, личностные и духовные качества своего воспитанника. Если в формировании физических качеств главная роль принадлежит методам, техникам, то инструментом формирования личности ученика является личность учителя. Кроме знаний, учитель передает своему ученику личностные смыслы, которые становятся основой его личности.

Какими личностными характеристиками должен обладать современный учитель? Можно, конечно, назвать доброту отзывчивость, открытость, толерантность и т.п. Но тем самым мы укажем качества любого гуманного человека. Прямого отношения к профессии учителя они не имеют.

Обратимся к тем личностным характеристикам, которые приводит Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”.

1 . Искренний интерес к жизни – это важное условие работы с ребенком. Учитель должен быть оптимистом и через это должен научить любить жизнь своих учеников. Главнейшая цель учителя - научить своих воспитанников быть счастливыми.

2. Интерес к человеку. Это проявляется в уважении человеческой личности, индивидуальности, в признании права каждого на непохожесть. Ученик должен видеть, что он интересен своему учителю. Это поможет в решении многих задач и проблем в совместной работе учителя и ученика.

3. Интерес к культуре. Учителю необходимо быть интересующимся многими сторонами жизни, науки, культуры. Приобщая учеников к современным достижениям культуры, учитель сам овладевает ими. Так преодолевается ригидность установок, поведения в деятельности учителя.

Для нашей работы не менее важны качества, которые выделяет Столяренко Л.Д:

- коммуникативные качества,

- лабильность мышления,

- способность к эмоциональной эмпатии,

- способность к спонтанному общению,

- высокие вербальные способности,

- умение поддерживать обратную связь с учеником,

- умение владеть своим психическим состоянием,

- психологическая грамотность учителя.

Педагогическая деятельность требует от учителя постоянного обращения к эмоциональным переживаниям, когнитивным процессам, собственному поведению, отношениям, общению, саморегуляции. Механизмы саморегуляции, , самопознания, по словам А.Бакирова, помогают найти верный путь в достижении педагогического мастерства, поскольку, только понимая себя и осознавая психическое содержание, можно строить учебный процесс, направленный к личности учащегося. Важным показателем собственных психических проявлений является эмоциональная сфера учителя, так как именно с ее активности начинается взаимодействие с учащимися. Как подчеркивает А.Бакиров, «ученики высоко оценивают, наряду с профессиональными, личностные качества учителя, такие, как чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, объективность, и , конечно, эмоциональность» [ цит. по 9 ]. Через них учитель формирует свой авторитет в глазах учеников.

Особое значение для детей, по мнению А.Бодалева, в облике взрослого имеют те признаки, которые указывают на настроение взрослого. Кроме того, эмоции становятся действенным способом воспитания реакций со стороны учеников, так как без них не возможно усвоение и закрепление любых знаний, умений, навыков.

По мнению Н. В. Кузьминой, среди педагогических способностей немаловажную роль играет специфическая чувствительность учителя к ученикам как к субъекту педагогической деятельности, процессу и результату педагогической деятельности. Особую роль здесь играет прошлый эмоциональный опыт учителя. Опасность его состоит в том, что он разваливает адекватное восприятие учебного процесса в целом и личность конкретного ученика.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе
Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется провод ...

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Барьеры межличностной коммуникации
Среди барьеров межличностной коммуникации выделяют: барьер отрицательных эмоций, плохого настроения, восприятия, речи, установок, первого впечатления, а также барьер взаимопонимания. Рассмотрим подробнее каждый вид межличностных коммуник ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru