Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу

Материалы » Роль мотивации достижения в развитиии личности » Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу

Страница 1

По нашему мнению, на базе определенных нами различий в поведении людей с разными доминирующими мотивами будет легче определить роль и область влияния мотивации достижения на развитие личности. Именно поэтому в начале исследования перед нами была поставлена такая задача.

Со временем ведущие мотивы человека становятся настолько характерными для него, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и две стороны мотивации достижения. При этом поведение людей, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач, существенно отличается. Это можно проследить, рассматривая поведение людей с разными доминирующими мотивами в нескольких аспектах.

Субъекты, мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумному расчетливому риску: выбирают задачи средней трудности, где успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственных усилий человека. При этом привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности; в заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, а также в условиях дефицита времени, работа улучшается. Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха [7].

В поведении людей, мотивированных на избегание неудач, прослеживаются иные тенденции. Эти люди ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие, не требующие особых трудовых затрат; склонны к экстремальным выборам задач: нереально заниженные или нереально завышенные. В расслабляющей ситуации, то есть ситуации низкой мотивационной значимости, индивиды с доминирующим мотивом избегания неудач, отдают предпочтение трудным задачам, а в активирующей ситуации, где мотивационная значимость высока, выбирают легкие задачи. Это объясняется предпочитаемым уровнем риска: выбор либо совсем незначительного риска, то есть решение очень легких задач, где успех гарантирован, либо очень высокого, при котором выбираются трудные задачи, где неудача не воспринимается как личный неуспех.

Еще одна характеристика, в которой прослеживаются различия в поведении – это локус контроля. Индивиды, мотивированные на успех приписывают свои достижения внутриличностным факторам, а неудачи объясняют стечением обстоятельств. Люди, мотивированные на избегания неудач имеют противоположный взгляд: внешним факторам приписываются успехи, а внутриличностным – неудачи. Таким образом, человек с выраженной мотивацией достижения успехов обладает уверенностью в том, что многое зависит от него самого, а человек с доминирующей мотивацией избегания неудач зачастую поспешно и неоправданно объясняет свои неудачи отсутствием у него необходимых способностей, его покидает чувство подконтрольности складывающейся ситуации, формируется состояние когнитивной беспомощности. Человек становится совершенно неуверенным в своих силах, боится порицаний и неприятия группой. Любая деятельность, чреватая возможностью неудачи, вызывает отрицательные эмоции, не приносит удовольствия и тяготит.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психологические причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К психологическим причинам вовлечения подростков в субкультуру готов относятся: 1.Одиночество. Оно является одной из основных психологических причин вовлечения подростков в субкультуру готов, так как не найдя поддержку и понимание среди ...

Понятие синдрома эмоционального выгорания
Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации. Это связано с издержками развития человеческого общества в целом (рост требований к психологическим ресурсам ...

Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (193 ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru