Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве
Восприятие величины
И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств»
было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения глазных мышц. Размер предмета воспринимается при соответствующей степени сведения зрительных осей под определенным углом зрения, а это сведение осей измеряется мышечным чувством. Изменение величины угла зрения является показателем того или иного размера предмета на сетчатой оболочке. Зрительное различение размера предмета возможно лишь с помощью установления корковой связи между частями зрительного анализатора — сетчаткой глаза и его двигательной частью — мышцами глаза, которые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии. Таким образом, восприятие величины предметов (так же как и других пространственных признаков) совершается движущимся глазом. Поэтому мышечному чувству И.М. Сеченов отводит особую роль. Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. Он функционирует в качестве измерительного прибора. «Измерителями» служат ощущения, возникающие на основе движения. Восприятие величины
складывается из нескольких составляющих: 1. Сетчатое
изображение(близко – большой, далеко – маленький); 2. Проприорецепторы мышц глаз
– они приспосабливают глаз видеть предмет на различном расстоянии, чем дальше предмет, тем меньше? напряжение мышц, чем ближе – меньше напряжение глаз. 3. Осязательно – проверенный
размер предмета (измерение). 4. Слово
– называние размера. Когда между всеми этими составляющими устанавливается связь в головном мозге, ребенок становится способным воспринимать размер объекта на глаз. Специфические особенности восприятия величины
: а)
глобальный характер
восприятия в младшем и раннем возрасте. Для детей универсальными являются понятия «большой», «маленький». б) существует константность величины
(постоянство) и носит локальный характер
: т. е. усвоенный признак закрепляется за конкретным предметом, объектом. Из всех параметров величины дети сложнее усваивают высоту, и к 6 годам при наличии обучения дети достаточно хорошо ориентируются в параметрах и понятиях величины. В д/в дается
только начальное представление величины и связано оно с созданием чувственной основы, для формирования в последующем научного понятия величина. Этапы становления ориентировки в пространстве
. Восприятие пространства – это сложный вид, т. к. в этом процессе задействовано несколько анализаторных систем: кинестетической (движение),зрительной, слуховой – их соотношение зависит от возраста. Восприятие пространства возникает у ребенка уже в возрасте 4 – 5 недель, когда ребенок научается фиксировать взглядом находящийся рядом предмет. Источником развития ориентировки в пространстве является движение объекта, помогающее ребенку выделить его из окружающего пространства. Практическое освоение пространства активно начинается с овладения ходьбой, когда у ребенка появляются новые ощущения: - преодоление пространства; - ощущение равновесия; - ощущение ускорения и замедления движения. В раннем возрасте
у ребенка начинает формироваться первая система отсчета, которую В. Мусейибова
называет чувственной системой
отсчета, пространственное соотношение соотносится с частями собственного тела. Позже на чувственную систему отсчета накладывается словесная
– ребенок усваивает 3 парные группы основных пространственных направлений: 1. Фронтальное
(вперед – назад); 2.
Вертикальное
(вверх – вниз); 3. Саггитальное(право – лево). Легче ребенку усвоить вертикальное направление, затем фронтальное и сложнее всего дается саггитальное. Каждый из пар пространственных обозначений ребенок первоначально осваивает одно направление и затем на основе сравнения противоположное. Мусейибова в развитии пространственныхориентировок выделяет 3 этапа
Еще по теме:
Особенности
выражения эмоций у мужчин и женщин
Не имея в мозгу специальной области, отвечающей за речь, охотник нуждался в способности передать большое количество информации с помощью минимального количества слов: вот почему в его мозгу возникла специальная область, отвечающая за слов ...
Основные
причины ухода человека в секту
В отличие от сект, традиции мировых религий достаточно консервативны. Они нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуя единению членов общества, поддерживают семейные ценности, с уважением относятся к государственной в ...
Причины нарушения привязанности
Отсутствующая или недостаточная родительская поддержка в раннем возрасте может приводить к выраженному нарушению психического и физического созревания ребенка, дезинтеграции привязанности как важнейшего условия развития психики младенца, ...