Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»
При реализации данной программы требовалось творческое применение всего материала. Отношение к детям в образовательном учреждении должно было быть эмоционально насыщенным, доброжелательным, направленным на пробуждение у детей стремления к социальной активности. Каждое занятие давало ребенку радость, веру в свои силы. У детей происходило формирование чувства безопасности, защищенности и доверительного отношения к окружающему миру. Результатом не соблюдения указанных выше требований становилось возникновение страха и агрессии, что сводило к минимуму все позитивные изменения.
Более полное раскрытие программы возможно через детальную характеристику ее основных разделов. Содержанием первого раздела «Я и друзья» является социальные, межличностные отношения ребенка. Оптимизация общения ребенка в данной сфере предполагает расширение круга общения, обогащение содержания общения. В понятие «друзья» включаются сверстники дошкольника с ЗПР и, главным образом, нормально развивающиеся сверстники, взаимодействие с которыми может носить либо спонтанный (игры на детской площадке), либо организованный (совместные праздники, занятия…) характер. Оба варианта общения в равной степени показательны, взаимосвязаны и перспективнее. Приоритетными направлениями работы можно назвать развитие сотрудничества ребенка, воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, формирование чувства защищенности, безопасности, а на их основе заинтересованности и активности в установлении социальных контактов. Однако, работа должна проводиться и проводилась не только с детьми, имеющими ЗПР, но и с нормально развивающимися дошкольниками быть может в большей степени. С данной категорией детей содержанием занятий было прежде всего снятие негативного, напряженного, заимствованного от родителей отношения к проблемным детям, расширение диапазона знаний об их проблемах и формирование понимания и принятия особенностей других. При различиях в содержании формы работы во многом сходы. Это беседа, как индивидуальная, так и групповая, использовавшаяся и в диагностических, и в профилактических, и в коррекционных целях; чтение литературных произведений, их совместный анализ или драматизация. Главным образом, специальные занятия, основанные исключительно на четко построенной и имеющей ярко выраженную направленность системе игр. Во втором разделе «Я и семья» основной акцент делается на воспитательно-образовательном воздействии, как одной из составляющих социальной ситуации развития. Под «семьей» подразумевается все взрослое окружение ребенка: родители, родственники, воспитатели.
Объединены они по схожести и значимости социализирующего влияния на ребенка с ЗПР, т.к. все они являются первичным образцом мира социальных ролей и отношений, посредниками между ребенком и социумом. Изначально работа была направлена на формирование принятия и доброжелательного отношения к детям взрослых, без чего помощь старших в овладении социальными нормами будет невозможной. В рамках данного направления целесообразна работа по расширению диапазона дефектологических знаний взрослых и изменению стереотипного, крайне негативного отношения к нетипичности оформившегося в современном обществе. Более того, преследовалась цель формирования сотрудничества ребенка со взрослым, где в основе лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. Реализация и достижение намеченных целей и результатом возможна через следующие формы взаимодействия с родителями: коллективные; индивидуальные; формы наглядно-информационного обеспечения. Именно так организовывалась просветительско-разъяснительная работа; оказание психолого-педагогической поддержки, т.е. консультирование по заявкам родителей, помощь в проблемных ситуациях, пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний, обучение методам и приемам оказания коррекционно-педагогической помощи детям через совместные детско-родительские игровые занятия. Конкретными формами воплощения этих направлений являются групповые родительские собрания, «круглые столы», встречи по типу литературных истинных, проведение детских праздников, информационные стенды и тематические выставки, открытые занятия и т.д. (см. приложение 4).
Еще по теме:
Феноменология гендерного дисплея
Становление новой парадигмы маскулинности, получившей широкое распространение в последние 15 лет, тесно связано с общими тенденциями не только гендерных исследований, но всего современного человековедения и имеет несколько идейных источни ...
Стили учения Р. и К. Даннов
Остался открытым вопрос о наилучших условиях этого развития и о перспективах их индивидуализации. Этот вопрос освящается в четвертом подходе анализа индивидуальных различий в интеллектуальном развитии детей. Стили учения можно рассматрива ...
Дошкольный возраст
Д.Б. Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это:
1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытаетс ...