Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»
Ход всей коррекционно-развивающей работы и содержание воздействия определялось программой по оптимизации процесса социальной адаптации посредством игровой деятельности, предназначенной для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Возможности реализации программы зависели от индивидуальных особенностей детей, потенциальных перспектив и общей динамики развития. Материал программы распределен по разделам соответственно основным векторам социального развития и возможным направлениям оптимизации данного процесс. Реализация программы призвана была способствовать расширению возможностей детей с ЗПР строить правильные взаимоотношения в семье и обществе. Цель – повысить самостоятельность детей, расширить возможности общения в современном обществе, способствовать интеграции и социализации.
Программа адресована учителям – дефектологам и воспитателям соответствующего типа дошкольных учреждений.
Материалы программы в определенной степени могут быть применены при обследовании детей в диагностических целях, при организации коррекционной работы с детьми с ЗПР в условиях семьи. Составление осуществлялось с учетом особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста и характера ведущего вида деятельности. Более того, учитывалось современное отношение общества к нетипичности и основополагающее влияние данного фактора на успешность социализации детей.
Содержание программы опирается на сложившиеся представления о закономерностях развития, на положения Л.С. Выготского о возможностях компенсации, о важности социальной реализации дефекта, о понятии социальной ситуации развития и т.д.
Педагогические задачи успешнее всего реализовывались при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий для их формирования. Таким видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Оказывая решающее влияние на весь ход развития, игра позволяет решить широкий круг коррекционно-воспитательных задач. Правомерно утверждать, что уровень развития игровой деятельности ребенка во многом определяет не только характер и содержание других видов деятельности, но и успешность социальной адаптации детей в целом.
В процессе деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности, реализации и накопления жизненного опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает огромное влияние на их личностное развитие. Только на основе сформированной игровой деятельности оказывается возможным переход ребенка на более высокий уровень к обучению в школе, к овладению учебной деятельностью, к успешной социализации.
Программа включает три основных раздела: «Я и друзья», «Я и семья», «Я и Я». В первом разделе в центре внимания оказываются межличностные отношения ребенка, во втором – акцент ставится на важности воспитательного воздействия, в третьем – приоритеты отдаются формированию адекватного, продуктивного образа «Я в мире». Основная идея каждого раздела – работа не только изолированно с ребенком, но и с семьей, сверстниками, что должно способствовать пропаганде дефектологических знаний и формированию толерантности как наиважнейшей характеристики современного общества. Главным средством реализации целей и задач программы является игра, как специально организованная форма взаимодействия ребенка и взрослого.
Коррекционно-воспитательные задачи решаются в ходе организации и групповых форм работы (см. Приложение 6). На начальных этапах предпочтение отдавалось индивидуальным занятиям, и лишь потом происходило объединение детей в группу. Занятия проводились 2 раза в неделю по 20-30 мин. А затем стало возможным увеличение продолжительности до одного часа. Встречи с родителями осуществлялись один раз в неделю, содержание и форма работы определялись этапом коррекционного воздействия и индивидуальными пожеланиями родителей
Целостность программы достигается благодаря тесной связи разделов друг с другом. Залогом успешности воздействия является следование единым на протяжении всей работы принципам: деятельностный принцип, суть которого рассмотрена выше; принцип системности воздействия, т.е. наличие приоритета при разнонаправленности работы. Более того, коррекционный процесс должен носить развивающий характер, т.е. способствовать формированию новообразований и раскрытию потенциальных возможностей и перспектив.
Еще по теме:
Психологическая характеристика юношеского возраста
В юношеском возрасте активно развивается возможность независимых моральных суждений, которая обуславливает относительно независимое (по сравнению с более ранними периодами: детство, отрочество) формирование системы ценностей. Однако юноши ...
Развитие речи в филогенезе
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эп ...
Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...