Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости
При этом мир отношений моделируется крайне поверхностно, примитивно, а зачастую просто неадекватно. Игровые правила в основном распространяются на моделируемый предметно-практический мир, а не на мир социальных отношений. Вероятно, внешняя логика реальных действий значительно больше доступна дошкольникам с ЗПР, чем логика социальных отношений, что обусловлено недостаточностью общения по линиям взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, и как одно из следствий этого, трудности в выделении, осмыслении, моделировании мира человеческих [24,32].
Именно так через рассмотрение особенностей игры и их проецирование на ход социальной адаптации, возможно наиболее полное и адекватное видение специфики вхождения ребенка с ЗПР в общество. Построение подобных параллелей между игрой и социумом вполне оправдано, т.к. исключительно через игру ребенок овладевает социальными нормами, ролями и отношениями, а потому процесс игры и процесс социальной адаптации есть две стороны одной медали, находящиеся в ситуации взаимопроникновения и взаимообуславливания; они есть одновременно и прпричина, и следствие друг друга.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены все необходимые теоретические вопросы в рамках темы исследования и указаны основания для построения практической работы. Последовательно были раскрыты особенности детей с задержкой психического развития, в контексте чего выявлена специфика процесса адаптации и параллельно игровой деятельности. Все это позволило сформулировать основные выводы:
- игра может и должна рассматриваться как отправная точка воздействия на процесс социального развития ребенка;
- несмотря на ряд негативных особенностей основные компоненты игры у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста уже сформированы, что и дает нам основание считать ее наиболее адекватным средством оптимизации социальной адаптации;
- процесс коррекционного воздействия будет наиболее эффективным, если установить между игрой и адаптацией причинно-следственные связи в обоих направлениях;
- основные моменты соприкосновения игры и адаптации могут быть соответственно попарно представлены следующим образом: несформированность высших форм игровой деятельности – несформированность основных конструктивных форм межличностного взаимодействия; обособленность во время игры на своем территориальном пространстве – предпочтение дистанционных отношений в социальном плане; сниженная активность и инициативность в области игрового поведения – низкий уровень активности в установлении социальных контактов, отсутствие избирательности во взаимодействии. Кроме того, отмечается затруднение в осознании игровой ситуации, а в рамках адаптации отсутствие вариативности способов взаимодействия и форм разрешения конфликтных ситуаций.
Авторитарный характер взаимоотношений в процессе игры, обусловленный выраженностью дефекта и разным уровнем сформированности всех сторон игры сопровождается в социальном плане яркой выраженностью стремления к лидерству, при отсутствии такового по причине корригирующего воздействия или из-за неумения выбора конструктивных форм взаимодействия.
Еще по теме:
Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
Сам теpмин «выгоpание» впеpвые пpедложил Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для описания демоpализации, pазочаpования и кpайней yсталости, котоpые он наблюдал y pаботников психиатpических yчpеждений. Он pазpаботал новyю модель для pассмотpе ...
Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих
Материнство направлено на изучения через: историю, культурологию, социологию, психологию., биологию поведения, медицину, физиологию, Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изуч ...
Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников
К началу школьной жизни ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он даёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом от ...