Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости

Страница 3

Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. У детей с задержкой развития наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: агрессия, бегство, репрессия т.к. ребенок не хочет быть большим и самостоятельным, это приносит ему одни неприятности отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации [10,36].

Согласно позиции Д.Б. Кузнецовой в ситуации выбора партнера для общения дошкольники с ЗПР наибольшее предпочтение отдают общим положительным качествам, личностным свойствам сверстника, т.е. данный выбор производится без осознанного мотива, которым должен быть интерес главной совместной деятельности – игре. Дети не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффективного общения.

Все описанное выше еще раз подтверждает важность рассмотрения, в социальном контексте, особенностей психофизического развития детей и восприятия этих особенностей самим ребенком и его значимым окружением.

К подобному значимому окружению, к той среде, к которой на самых ранних этапах развития приходится адаптироваться ребенку, относится, прежде всего, семья. Семья нетипичного ребенка, ее роль в социальном становлении ребенка – столь сложны и многогранны эти вопросы. Что могут стать темой отдельного исследования.

По мнению М.В. Соколюк преобладающий тип родительского отношения в его «чистом виде» встречается в редких случаях. Черты авторитарной гиперсоциализации чаще отмечается в семьях детей с ЗПР, в общих чертах он выражается в приписывании ребенку личностной и социальной несостоятельности, усиливающимися чувствами досады и раздражения. В контексте социализации подобный стиль отношения почти исключает целенаправленный интерес к социальным достижениям ребенка, также как и внимание к его развитию. Результатом жесткого воспитания чаще всего может являться формирование конформных позиций по отношению к авторитарным взрослым, а также попытки компенсации своей несостоятельности усилением агрессии в отношениях со сверстниками.

Более того, имеется прямая взаимосвязь между типом родительского отношения и наличием у детей интеллектуальной недостаточности: наличие у детей отклонений в развитии становится причиной их отвержения родителями. Отвергающий стиль отношения приводит к формированию у ребенка чувства вины в ответ на постоянное раздражение матери. Все это имеет крайне негативные последствия: ребенок лишается адекватного объекта для идентификации, формируется чувство враждебности, агрессивности, усиливающееся пропорционально степени отвержения.

Социальная адаптация, связанная с восприятием социальных норм и функционированием в соответствии с ними, моральное поведение дошкольников с ЗПР, кроме того, что соответствует более младшему возрасту, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования моральных норм от внешнего контроля, размытость моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется (чем свободнее и абстрактнее поведение ребенка, тем в большей степени оно аморально), видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону ее прагматичности.

Специфика социальной адаптации детей с задержанным развитием становится наиболее прозрачна, если рассматривать ее через призму тех особенностей, которые являются неотъемлемыми показателями данного типа дизонтогении. В частности, необходимо говорить об особенностях знаний и представлений таких детей относительно окружающей действительности и их места и роли в ней, о характере их деятельности и о взаимодействии с взрослыми и сверстниками, имеют место и особенности семейной социализации. Более того, уже на уровне личностных характеристик – завышенных самооценке и уровне притязаний – имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации поведения и деятельности, в овладении и реализации социального опыта [16,33,36,40]. Известно, что социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с формированием у него социальных норм поведения. Дети с задержкой развития иначе, чем нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно [5]. В связи с этим проблема социализации детей с ЗПР приобретает особую актуальность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства. В начале ХХ века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возника ...

Особенности популярных и непопулярных подростков
Исследования популярных и непопулярные подростков, описание их характеристик в литературе достаточно скудны. Однако сами независимые понятия «популярный», «непопулярный» освещены в исследованиях (Е.О. Смирнова). Термин «популярность» отра ...

Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru