Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости
В целях определения объективной возможности использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации необходимо определить сущность и специфику всех ключевых понятий данной работы. Что означает, осуществление психолого-педагогической характеристики детей с ЗПР, выделение в рамках подобного рода дезадаптации специфики искомых процессов (игры и адаптации) и систематизирование всей совокупности информации с целью сопоставления, обнаружения изначальной взаимообусловленности и формулирование выводов.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находившимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов [8,21].
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены следующие: неблагоприятное течение беременности, связанное с болезнями матери, токсикозами, токсоплазмозами и т.д.; патология родов – травмы, асфиксия; социальные факторы – педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком [6].
В 1980 г. К.С. Лебединской была предложена классификация ЗПР, которая отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность [7,20]. На основе этиопатогенетического принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного и церебрально-органического генеза.
В отличие от клинической классификации, психолого-педагогического классификацию построить гораздо труднее, т.к. категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям очень неоднородна. Однако необходимость оказания помощи очевидна – количество дошкольников с ЗПР составляет по разным оценкам от 25% до 35% детской популяции (19). Дети данной категории характеризуются несоответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, памяти, личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии. Замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации, низкая познавательная активность, ограниченность представлений об окружающем имеет яркую выраженность.
Также присуща импульсивность действий, недостаточность целенаправленности, низкая продуктивность деятельности, не сформированность способов самоконтроля. Проявляются недостаточность целенаправленности, низкая продуктивность деятельности, не сформированность способов самоконтроля. Проявляются недостатки в мотивационно - целевой основе организации деятельности, планировании [18,34,40].
Важным отличием таких детей от умственно отсталых является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказания им своевременной педагогической помощи позволяет выделить зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает возможности умственно отсталых детей этого же возраста [16,27,36].
Характеризуя процесс вхождения ребенка с ЗПР в общество, необходимым является выделение особенностей социальной адаптации, раскрытие сущности понятия в теоретическом и практическом аспектах.
Выделение понятия «социализация» в качестве основного не является привычным, традиционным для специальной психологии. Между тем косвенно, фрагментарно затрагивается в контексте таких проблем, как формирование личности в условиях нормального и аномального развития, отклоняющееся поведения, а также проблемы целенаправленных коррекционно-воспитательных воздействий на индивида.
Термин «социализация» в отечественной психологии начал обретать «права гражданства» сравнительно недавно – в конце 60-х начале 70- годов.
Параллельно с практикой оформляется процесс интеграции и разработки понятия, что иллюстрируют работы Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.И. Лыгалиной и др.
В первых редакциях этого понятия социальное становление человека представления как относительно пассивный и односторонний процесс приобщения и адаптации индивида к социуму на основе усвоения им социальных норм и отношений. Однако позже понятие существенно расширяется, в него вводятся новые компоненты, отражающие роль собственной активности личности в процессе ее развития, а также уточняющие перечень условия, в которых оно способно полноценно реализоваться. Более того, добавляются указания на роль специфики, неповторимости индивидуальных черт конкретной социальной ситуации развития, что, безусловно, является важным для правильного понимания закономерностей становления личности.
Еще по теме:
Цели и способы управления вниманием в
педагогическом процессе
Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С. Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всеце ...
Половой вопрос и трудные дети
Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развёртывают свою половую жизнь, притом не только в нормальных, но и в извращённых её формах.
Причиной этого избыточного полового возбуждения (гиперсексуальности) является невозможнос ...
Характеристика основных методов социально-психологической диагностики и
особенности их применения в прикладной социальной психологии
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проект ...