Теории возникновения леворукости
Сейчас многие современные родители уже практически не пытаются переучивать своих леворуких детей, но все же встречаются и такие родители и педагоги, которые стремятся заставить детей писать правой рукой. Можно предположить, они опираются на предрассудки досоветского времени. Следует признать, что и в прежние времена жизнь леворуких не была комфортнее. Еще средневековые богословы объявили левшой сатану, поэтому людей с не той хваткой подозревали в связи с ним и вполне могли отправить на костер.
Во многих странах мира само понятие «левый» синоним чего-то негативного, лживого, неловкого.
С.Спрингер и Г. Дейч приводят в качестве примера перевод понятия левый со многих европейских языков: французское слово gauche обозначает кроме левый еще и еще и неуклюжий, а в международном словаре Вебстрера леворукий переводится так же, как и неумелый [28; с. 251].
В одной из советстких газет было опубликовано такое сообщение: «Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой, вы нанесете жестокое оскорбление представителям одной из народностей Нигерии. Во многих районах, где живут эти народности, левую руку называют негодной, а левшей вообще считают ненормальными людьми».
Этот пример показывает, что подобное отношение к левшам в нецивилизованном мире сохранилось и по сей день. Но в то же время в русской литературе есть пример экстраумелости левши, это произведение Лескова «Левша». Хотя, стоит сказать о том, что данный персонаж стопроцентный леворукий, но стопроцентный ли он левша, остается загадкой.
Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое - за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно "управляет" правой рукой и ногой, а правое - левой рукой и ногой.
Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей - правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария.
Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.
Современные ученые утверждают, что каждый человек в той или иной мере переживает борьбу двух тенденций, это борьба между правым и левым полушарием мозга за лидерство, но у левшей ее исход предрешен генетически
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
Еще по теме:
Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
В отечественной литературе существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста [19]. Относительно данного исследования, мы так же будем придерживаться этой трактовки. Мы согласны c мнением К.Н. Поливановой ...
Выбор и описание методов исследования
Для выявления жизненных сценариев испытуемых мы использовали метод сказкотерапии . Этот вид диагностики в разных формах используются во всем мире в виде проективной методики, и как инструмент работы практического психолога удобен по многи ...
Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60].
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг выделяе ...