Психология агрессии: виды, компоненты, основные теоретические подходы
Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энерги8 и, таким образом, уменьшить проявление более опасных дейст2ий (В психотерапевтической практике это называется "входом гнева" ("агрессии")) (Фрейд, 1992).
К компл5ксному, много аспектному, систематическому агрессивности С.Ф. Сиротки (1956) предполагает подойти через метапсихологию З. Фрейда, которая включает а себя топографический, динамический, структурный, гХнетичесКий, экономический и адаптивный подходы (Фрейд, 1991):
§ топогрРфический подход в анализе агрессивности может быть выражен в качественной частной оценке_содержания агрессивных фантазий, образов, реализованных в различного рода проекциях и В поведении, обусловленного этими проекциями;
§ динамический подход позволяет выявлять фиксации влечений и их динамическую составляющую, раскрывать симптомы как: отражение судьбы влечений;
§ экономический подхоД веОсит в оценку а3рессивностШ понимание путей реализации аффективного потенциала и позволяет выстраивать вероятностную модель существования и путем агрессивных реакций. Структурная оценка агрессивности, в той или иной мере, позволяет говорить о структурной самоподчиненности форм проявления агрессивности, их взаимосвязи друг с другом, об их иерархической и функциональной специфичности.
§ генетический подход к агрессивности дает возможность качественно определить травматический смысл переживаемых в настоящем агрессивных состояний.
§ адаптивный подход включает классификацию нарушений поведения, состоящей их четырех субтипов: несоциалазированное, агрессивное поведение: социализированное
§ неагрессивное; социализированние, агрессивное; социализированное, неагрессивное.
Эволюционный подход. В рамках одного из направлений данного подхода, а именно этмлогич5ского, началом агрессии считается врожденный инст8нкт борьбы за существование, который присутствует у людей так же, как и у всех других существ (Лоренц, 1994). К.Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. Развертывание явно агрессивных действий является совм5стмой функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Сторонники эволюционного подхода есть и у нас в стране (Назаретян, 1995); в то же время присутствуют и критики, которые противопоставляют эволюционному этико-гуманистический подход (Реан, 1996). Агрессия – причинение вреда другому человеку – расценивается здесь как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Отсутствие такой сущности – пагубно и должно быть устранено, так как блокирует самоосуществление личности (Реан, 1996).
3. Фрустрационный подход. Теория "фрустрации-агрессии" была предложена Доллардом с соавторами (Dollard et al., 1939). Агрессия определялась ими как "акт", целью которого является вред некоторой личности или объекту, а фрустрация – как такое условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. Фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Однако, проведенные экспериментальные исследования не установили жесткой связи между фрустрацией и агрессией.
Наиболее значительным изменениям эта теория обязана Л. Берковицу (Berkowitz, 1962). Именно он ввел понятие "гнев" как эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Агрессия, по его мнению, не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. В концепцию "фрустрации-агрессии" он внес три существенные поправки:
Еще по теме:
Эмпирическая психология и ее основные направления
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704).
Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся ...
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...
Воздействие личности тренера на результативность футболиста
Футболу как социальной деятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста. При современном развитии футбола эти тенденции могут вступа ...