Психология агрессии: виды, компоненты, основные теоретические подходы

Материалы » Исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки юношей » Психология агрессии: виды, компоненты, основные теоретические подходы

Страница 3

Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энерги8 и, таким образом, уменьшить проявление более опасных дейст2ий (В психотерапевтической практике это называется "входом гнева" ("агрессии")) (Фрейд, 1992).

К компл5ксному, много аспектному, систематическому агрессивности С.Ф. Сиротки (1956) предполагает подойти через метапсихологию З. Фрейда, которая включает а себя топографический, динамический, структурный, гХнетичесКий, экономический и адаптивный подходы (Фрейд, 1991):

§ топогрРфический подход в анализе агрессивности может быть выражен в качественной частной оценке_содержания агрессивных фантазий, образов, реализованных в различного рода проекциях и В поведении, обусловленного этими проекциями;

§ динамический подход позволяет выявлять фиксации влечений и их динамическую составляющую, раскрывать симптомы как: отражение судьбы влечений;

§ экономический подхоД веОсит в оценку а3рессивностШ понимание путей реализации аффективного потенциала и позволяет выстраивать вероятностную модель существования и путем агрессивных реакций. Структурная оценка агрессивности, в той или иной мере, позволяет говорить о структурной самоподчиненности форм проявления агрессивности, их взаимосвязи друг с другом, об их иерархической и функциональной специфичности.

§ генетический подход к агрессивности дает возможность качественно определить травматический смысл переживаемых в настоящем агрессивных состояний.

§ адаптивный подход включает классификацию нарушений поведения, состоящей их четырех субтипов: несоциалазированное, агрессивное поведение: социализированное

§ неагрессивное; социализированние, агрессивное; социализированное, неагрессивное.

Эволюционный подход. В рамках одного из направлений данного подхода, а именно этмлогич5ского, началом агрессии считается врожденный инст8нкт борьбы за существование, который присутствует у людей так же, как и у всех других существ (Лоренц, 1994). К.Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. Развертывание явно агрессивных действий является совм5стмой функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Сторонники эволюционного подхода есть и у нас в стране (Назаретян, 1995); в то же время присутствуют и критики, которые противопоставляют эволюционному этико-гуманистический подход (Реан, 1996). Агрессия – причинение вреда другому человеку – расценивается здесь как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Отсутствие такой сущности – пагубно и должно быть устранено, так как блокирует самоосуществление личности (Реан, 1996).

3. Фрустрационный подход. Теория "фрустрации-агрессии" была предложена Доллардом с соавторами (Dollard et al., 1939). Агрессия определялась ими как "акт", целью которого является вред некоторой личности или объекту, а фрустрация – как такое условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. Фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Однако, проведенные экспериментальные исследования не установили жесткой связи между фрустрацией и агрессией.

Наиболее значительным изменениям эта теория обязана Л. Берковицу (Berkowitz, 1962). Именно он ввел понятие "гнев" как эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Агрессия, по его мнению, не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. В концепцию "фрустрации-агрессии" он внес три существенные поправки:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Эмпирическая психология и ее основные направления
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704). Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...

Воздействие личности тренера на результативность футболиста
Футболу как социальной деятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста. При современном развитии футбола эти тенденции могут вступа ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru